23.08.2013 | 10:38

Городские пейзажи Евгения Чивикова представлены в ЦДХ

Вспоминая Евгения Чивикова... Архитектор, художник, педагог – он ушел в мае, до последнего продолжая писать. По его акварелям можно изучать архитектурные стили и направления. Чивиков работал в Москве, Петербурге, Будапеште, Самарканде – с поразительной точностью выписывая самые мелкие архитектурные детали. В поисках забытых деревенских храмов объездил весь Север. На выставке в Москве представлено 18 работ художника, большинство из которых демонстрируются впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Кажется, что идешь по знакомым местам: Исаакий, Новодевичий монастырь, Метрополь… На картинах Евгения Чивикова нет людей. Мастер говорил: «Я рисую городской пейзаж». Архитектор по образованию, художник по призванию он чувствовал эту застывшую музыку, абсолютную красоту форм, контуров, линий.

«Архитектурное образование и практика повлияли на художественное творчество, – рассказывает куратор выставки Анна Младковская. – Он рисовал архитектурный пейзаж. В его картинах много памятников, храмов, мизансцены Москвы, Петербурга».

Самый любимый преподаватель МАРХи, Евгений Чивиков знал, как достучаться до студентов. Его лекции не прогуливали, ловили каждое слово. Кажется, он нырял в глубину веков – о Венере Милосской рассказывал так как будто знал ее лично.

«Он говорил, вот интересно она сейчас в гипсе, а какого цвета были у этой женщины волосы, – вспоминает архитектор Мария Баушева. – Мне нравились рыжие, наверное, она была рыжеволосой. И каждый раз это был диалог. Диалог с листом белой бумаги, с окружающими студентами, с тем, что он рисует».

Давая задание, сам ставил подрамник в классе – рисовал вместе с учениками, не упускающими возможность подсмотреть, что там у профессора.

«Он преподавал у нас рисунок и живопись и говорил: “Ребята, рисуйте так, как будто в последний раз в жизни вам дали карандаш и бумагу”, – вспоминает архитектор Татьяна Теплинская. – Если представить это то, начинаешь работать с другим качеством».

Андрей Ноаров даже здесь делает быстрые, легкие зарисовки. Рабочий блокнот всегда с собой. Главную заповедь учителя запомнил на всю жизнь.

«Рисовать надо каждую минуту, – говорит Акдрей Ноаров. – И у меня от общения с ним осталась такая привычка. Он показывал мне наброски, сделанные в метро, когда поступал и я тоже стал так делать».

Не только блестящий рисовальщик, мыслитель и эрудит, глубоко чувствующий красоту мира. Коллеги по цеху, едва сдерживают слезы, вспоминая его, эту бесконечную Вселенную.

«Очень жаль что он ушел, – говорит архитектор Артур Скижали-Вейс. – Это был маэстро, открываешь каталог и понимаешь».

Таина Вербицкая помнит их судьбоносную встречу в Архангельской области, в старообрядческой деревне, как была заворожена этой мистерией.

«Он говорил: “Я делаю небо, делаю Землю, эту Землю заселяю людьми”. Он предстал передо мной как творец», – рассказывает вдова художника.

Он оформил театр в Красноярске, реставрировал стадион Динамо в Москве, участвовал в создании электронного кинотеатра Ролана Быкова. Но никогда не расставался с акварелью и кистями, словно вел бесконечный диалог с зодчими прошлого.

Новости культуры