31.08.2011 | 11:34

В "Гараже" отбирают лучшие художественные фотоработы

То, что происходит в эти дни в Центре современной культуры «Гараж», проще всего передать словами творческий процесс. Здесь проходит так называемое портфолио-ревю, то есть обзор и отбор лучших художественных фоторабот. От выставки этот проект отличается форматом, целью и результатом. По ходу подобных ревю задача крупных мировых специалистов и экспертов в области фотографии – не прозевать новые таланты, российские в данном случае. Это первый для нас опыт, и участие в нем российских фотографов, прошедших отбор, на этот раз бесплатное. Рассказывают «Новости культуры».  

Баня на колесах, деревенская свадьба, тяжелые будни селян. Молодой фотограф из Омской области Алексей Мальгафко по образованию преподаватель истории. Он знакомит зарубежных гостей с современной историей российской глубинки. В маленьком городке Тара, где население чуть меньше тридцати тысяч человек, одна газета, ему уже не у кого перенимать настоящие секреты и тонкости фотомастерства.

«Я как бы в плане творческом прихожу в тупик, а здесь мне открывают новые дороги, я понимаю, насколько разнообразен мир фотографии, куда можно идти и стремиться», - говорит Алексей Мальгафко.

Портфолио-ревю – это двусторонняя встреча, активный обмен мнениями и информацией. Фотографы, которые представили свои работы, получили нечто большее, чем просто возможность заявить о себе. Каждый участник может выбрать несколько экспертов и в течение двадцати минут общаться с каждым из них. Получить профессиональные ответы на любые вопросы от прикладных, технических до личных, например, каковы реальные шансы принять участие в международных выставках?

«Портфолио-ревю тем и замечательно, что это не конкурс, не соревнование между стилями, направлениями, жанрами. Это некая возможность представить фотографу все разнообразие фотографических направлений, живую ткань фотографической жизни. А для ревьюеров это возможность увидеть самых талантливых авторов, иногда неожиданных для них, в самых разных направлениях современного фотографического контекста», - объясняет куратор проекта Евгений Березнер.

Международные портфолио ревю проводятся в мире с семидесятых годов. Но самая успешная их форма была выработана к началу девяностых Международным фестивалем фотографии FotoFest в Хьюстоне. Его основатель и президент Фредерик Болдвин, на нынешнем мероприятии не просто ревьюер - член международного жюри.

«В тех работах, по которым я отобрал фотографов, было что-то особое, это -как с талантливыми поэтами и певцами, какая-то тайна. Некоторые говорят, что это вкладывает Бог, а кто-то может сказать, что это дьявол. Для меня это как полет птицы», - признается Фредерик Болдвин.

Каждый ревьюер успевает просмотреть в день работы 14 авторов. Это и снимки, и негативы, и даже фотослайды во всем жанровом разнообразии. Особое восхищение у зарубежных экспертов вызывает то, каких художественных высот сумели достичь некоторые российские фотографы, не имея специального образования.

«Для меня это что-то новое, могу сказать, что был поражен тому, что у вас в России люди без специального образования могут так талантливо работать. И более того: молодые фотографы в курсе событий нашей европейской фотожизни. У нас во Франции все люди, занимающиеся фотоискусством, получают специальное фотографическое образование», - отмечает глава отдела фотографии Национального музея современного искусства Квентин Бажак (Париж).

В этом ревю принимают участие более 180 фотохудожников. Разные судьбы, разные условия жизни, разные возможности. Их всех объединяет любовь к фотоискусству и стремление поднять его на новую высоту.