23.08.2013 | 10:26

Печать. 23 августа 2013

«Российская газета» пишет о Вагнеровском фестивале в Байройте. Практически все десять спектаклей, которые выставлены в афише фестиваля, посвящённого 200-летию композитора, стали манифестацией нового постмодернистского тренда Байройта. Причем, манифестацией – драматической для публики, которая в финале оперы «Кольцо Нибелунгов» в постановке Франка Касторфа свистела как на стадионе. «Главное, что юбилей композитора отметили не смиренной «музейной экспозицией», а атмосферой живого события – скандального, непримиримого, что часто случалось и на премьерах у самого Вагнера. И это был реальный триумф», – подытоживает автор статьи. Какие ещё события культурной жизни привлекли внимание печатных СМИ – в обзоре «Новостей культуры».

***
Вступило в силу первое решение по «антипиратскому» 187-му закону, – пишет «Коммерсантъ». Роскомнадзор внес в список запрещенных файлообменный ресурс «opensharing.org». По мнению правообладателя, на сайте были нелегально выложены несколько отечественных фильмов. Роскомнадзор на основании определения суда обратился к хостинг-провайдерам сайта с просьбой ограничить доступ к материалам. Реакции со стороны владельцев или администрации ресурса не последовало, и теперь операторы связи заблокировали доступ к сайту по IP-адресу. Однако на этом же IP-адресе расположено несколько ни в чем не повинных сайтов и все они оказались заблокированы.

***
«Московские новости» публикуют интервью с писателем и сценаристом Андреем Геласимовым. Но разговор шел не о романе «Степные боги», не об экранизации «Жажды», и не о новом киносценарии о Матильде Кшесинской, а о «помощи и милосердии в постсоветском обществе». Когда социальная система несовершенна, ее функции берут на себя отдельные граждане, - утверждает Андрей Геласимов. «Советский человек, наверное, был к помощи ближнему гораздо больше готов, чем современный россиянин… Мы жили в государстве, которое заточено было на коллективизм. Сейчас мы гораздо большие индивидуалисты. И в этом смысле, наверное, стали менее готовы к помощи. Но, с другой стороны, если тогда это было на государственном уровне, то сейчас помощь, если она совершается, то – лично и осознанно. И получается, ее ценность вроде как возрастает».

***
«НГ-EXLIBRIS» отмечает столетие русского формализма. В 1913 году в петербуржском кафе «Бродячая собака» Виктор Шкловский прочел доклад «Место футуризма в истории языка», - этот момент считается началом формализма в России. Через несколько лет, после революции, слово «формалист» стало ругательным, мало того, за обвинение в формализме могли исключить из союза писателей и даже отправить куда подальше… Однако каждый хороший писатель – формалист, который очищает слово от шелухи смыслов и открывает его первоначальное значение. «Древнейшим поэтическим творчеством человека было творчество слов. Сейчас слова мертвы, и язык подобен кладбищу, но только что рожденное слово было живо, образно … – писал Шкловский. – И часто, когда добираешься до теперь уже потерянного, стертого образа, положенного некогда в основу слова, то поражаешься красотой его – красотой, которая была и которой уже нет». Кстати, 25 августа в Москве открывается конгресс, посвященный 100-летию русского формализма.

Новости культуры