22.08.2013 | 13:33

Премьера. "Открытость бездне Достоевского. Григорий Померанц и Зинаида Миркина"

С 26 по 29 августа в 23:50 на телеканале «Россия К» - премьера документального сериала Ирины Васильевой «Открытость бездне Достоевского. Григорий Померанц и Зинаида Миркина».

Для литературоведа и философа Григория Померанца – Федор Михайлович Достоевский тема всей жизни и личное ей противостояние. «Достоевский – мой спутник в течение полувека. Я прочел его, том за томом, на третьем курсе и сразу, на всю жизнь, был захвачен. Шел двойной процесс: Достоевский объяснял мне меня самого – и я в себе заново постигал его pro и contra и пытался пройти сквозь них по-своему и, по-своему сводя концы с концами, как-то понимал Достоевского. Я был сыном «случайного семейства». Меня обуревали «двойные мысли». Я начинал с ситуации «беспочвенности», оторванности от корней, и искал тверди – хотя и не так, как почвенники: моя беспочвенность была прежде всего метафизической. Идея, которая ушибла меня, была идеей бесконечности. Всякое число, деленное на бесконечность, есть нуль. От этой простой математической операции почва обрушивалась у меня под ногами, и я летел в бездну…» – говорил Григорий Померанц.

Начиная с курсовой работы 1937 года, были написаны книги, статьи, эссе, часто в соавторстве или в споре с супругой поэтом и литературоведом Зинаидой Миркиной. Обострившийся в последние годы читательский и зрительский интерес к Достоевскому привел супругов к созданию цикла «Открытость бездне Достоевского. Григорий Померанц и Зинаида Миркина» (26 - 29 августа, 23:50), который через призму пяти великих романов писателя заставляет задуматься над сегодняшним состоянием мира и человека. Герои фильма соотносят их со своими автобиографическими и философскими размышлениями о смысле одиночества и страдания, о том, возможна ли чистая совесть, и о судьбах современной цивилизации. Философ Григорий Померанц и поэтесса Зинаида Миркина выстрадали свою мудрость, пройдя по фронтам Великой Отечественной войны, пережили сталинские лагеря и смертельную болезнь. Они всей своей жизнью заслужили право на назидание, и проповедь их проста: выйдя из поверхностных впечатлений, современный мир должен научиться созерцать собственную глубину.

Режиссер цикла – известный документалист Ирина Васильева, лауреат многих кинематографических премий, автор цикла «Беседы с мудрецами» о Померанце и Миркиной, говорит о том, что сегодня все это оказалось очень актуальным. «Мы предоставили слово редчайшей породе людей – мудрецам, в истинном смысле этого значения. Григорий Померанц и Зинаида Миркина – это не только интеллектуалы и светлые умы нашего времени, а люди, к которым истина пришла через собственные страдания, биографию, ГУЛАГ, страшные испытания. Они изначально открыты небу, благодати. Таких людей почти не осталось, – рассказывает автор и режиссер Ирина Васильева. – Григорий Померанц знал, что умирает, и цикл стал его последним обращением к миру. Обращением через Достоевского, в котором он говорит, в том числе, и о поисках нашей национальной идеи, и о проклятых вопросах, которые все не разрешаются. В свои последние дни, он мечтал, чтобы программа увидела свет. Он уже почти не видел к тому моменту и просто слушал передачу, сам себе аплодируя. Настолько он был согласен с тем, что в результате получилось! До конца наивный и открытый жизни Григорий Соломонович верил, что люди посмотрят программу и захотят измениться!».

Оставив конкретику литературоведам, имеет смысл говорить с ними об общих вопросах нашего духовного бытия и сегодняшнем Достоевском, вдруг или не вдруг ставшем для нашего времени краеугольным камнем, самым востребованным из классиков, самым пророческим для нынешнего состояния мирового духа. В жанре эссе, наиболее близком нашим героям, авторы цикла предлагают посмотреть на Достоевского их глазами, как на писателя «очень светлого». Для этого требуется особое духовное устройство, специальная оптика, умение погружаться в самые глубины бытия и выныривать на поверхность жизни. «Григорий Померанц и Зинаида Миркина как истинные мудрецы говорят самые простые вещи. Для многих до сих пор откровение, что о таких сложных вопросах, можно говорить таким простым и доступным языком. Драгоценно каждое слово, ход мысли, логика и абсолютно юношеские эмоции, несмотря на преклонный возраст. С такими людьми просто необходимо беседовать. Мир в этом нуждается!» - считает Ирина Васильева.

Использованы фрагменты художественных фильмов: «Бесы» (2006), «Преступление и наказание» (2007); «Идиот» (1958), «Россия XX век» Николая Досталя.

Часть 1-я (26 августа, 23:50). Достоевский – светлый писатель? Что за странная идея? Надо быть Григорием Померанцем и Зинаидой Миркиной, чтобы так прочитать самого мрачного, по традиционному убеждению, гения великой русской литературы, чтобы в психологическом подполье его героев суметь различить божественный свет. Надо самим быть светоносными. Надо пройти личный опыт озарения, в котором сгорает пугающее чувство космической ничтожности человека.
Часть 2-я (27 августа, 23:50). Идея свободы - главная духовная проблема человека и человечества. По убеждению Григория Померанца и Зинаиды Миркиной, проблема свободы личности упирается в вопрос – кого или что в себе освобождать. Можно освободить зверя. Можно освободить Бога.

Часть 3-я (28 августа, 23:50). Григорий Померанц и Зинаида Миркина сопоставляют самый светлый из образов Достоевского, князя Мышкина, и самый темный, Николая Ставрогина. Тут весь диапазон писателя. Тут  известное поле битвы между ангелом и дьяволом в душе каждого человека. Тут нечаянно откроется личное сходство Григория Померанца с князем Мышкиным, хотя сам он отмечает в себе и черты Ставрогина.

Часть 4-я, заключительная (29 августа, 23:50). В атмосфере надвигающейся катастрофы Достоевский искал для общества программу спасения. Но здесь пророческая задача не могла не вступить в противоречие с художественным даром писателя. Образы «духовных водителей», православных старцев в романах «Подросток» и «Братья Карамазовы», по мнению Григория Померанца, так и остались схемой, не поднявшись до великих образов князя Мышкина, Сони Мармеладовой, Марьи Лебядкиной.

Пресс-служба телеканала «Россия-Культура»