31.08.2011 | 15:59

Писателю Владимиру Орлову – 75!

Сегодня свой 75-й день рождения отмечает писатель, сценарист Владимир Орлов. Его прозу отличают сочетание сатиры и мягкого юмора с фантасмагорией, точное описание московской жизни и полет фантазии. Произведения Орлова знакомы читателям во Франции, США, Германии, Японии… - более чем в двадцати странах. Он не считает себя знаменитым, но критики давно и справедливо причислили Орлова к классикам современной литературы. Рассказывают«Новости культуры».  

Впервые как о писателе о Владимире Орлове заговорили в 65-м, после выхода романа «Соленый арбуз» о покорении Сибири. Однако в господствующий тогда жанр соцреализма Орлов не вписался. Его долго не печатали. Пришлось работать литконсультантом и переводчиком. Но писать продолжал. Поклонник Гофмана, Гоголя, Булгакова, Салтыкова-Щедрина - с детства он любил сказки, поэтому и начал вплетать в ткань своих произведений элементы фантасмагории.Его прославил «Альтист Данилов». Созданный в жанре «магического» реализма роман рассказывал о противостоянии светлого творческого начала сатанинской силе. Такой в Советском Союзе публиковать отказывались. А когда напечатали – вместе с известностью на автора обрушилась лавина жесткой критики.

«Он представил новое видение жизни, новое видение природы человека, новое видение собственных даже фантазий. потому что, скажем, если взять его знаменитого "Альтиста Данилова", многие говорят - ах, как это похоже на Булгакова! Да ничего подобного! Это похоже именно на Орлова, и очень много идет после этого повторов», - считает писатель Сергей Есин.

Владимир Орлов пишет медленно, не торопливо, выверяя каждую фразу. Но и без творческих перерывов. Закончив роман «Шеврикука, или любовь к привидению», он начал «Бубновый валет». Поставив в нем точку, написал первую строчку «Камергерского переулка». Завершив повествование о столичной закусочной, в тот же день приступил к «Лягушкам».

«Меня поражала его работоспособность, книги его - это одновременно и работа для читателя, и наслаждение. Они требуют усилия, потому что любая мыслительная работа требует усилий. Но когда ты туда погружаешься, ты в этом мире уже начинаешь жить, и тебе его фантастический реализм не кажется странным», - отмечает фотограф и журналист Юрий Рост.

Почти все герои Орлова имеют реальных прототипов. Юрий Рост шутит – именно из-за Ростовцева обожает «Альтиста Данилова». Самому же автору дорого «Происшествие в Никольском».

«Я в "Происшествии в Никольском" язык свой вырабатывал, свою собственную интонацию, которая мне дорога. И я ушел из газеты, десять лет отработав, и решил всю, так сказать, шкуру газетчика с себя содрать и написать произведение другим языком абсолютно, и мне это поначалу давалось очень трудно», - рассказывает писатель, публицист, сценарист Владимир Орлов.

Особые отношения у Орлова с кино. Из всех романов только «Соленый арбуз», экранизированный Усковым и Краснопольским в «Таежном десанте», получил признание. «Альтиста Данилова» собирались снимать в Голливуде, но идею так и не осуществили. Недавно молодой режиссер Александр Баршак снял орловского «Аптекаря», но уже второй год фильм лежит на полке. Но Владимира Орлова это, кажется, совсем не волнует. Он по-прежнему пишет без остановки.

«Гнета нет, во всяком случае, когда я сажусь – пишу, пишу и с удовольствием, не то, что графоманское такое удовольствие. Но свой собственный уровень я как-то так поддерживаю по языку. Моя главная установка – чтобы мне не было стыдно», - объясняет Владимир Орлов.

В свои 75, так же как и в 20, Владимир Орлов не ищет славы, не гонится за деньгами, просто: «пишет, как умеет». И относит себя, как говорит сам, к породе «московских бездельников и зевак».