31.08.2011 | 16:42

Российское кино на Венецианском фестивале

Сегодня открывается 68-й Венецианский кинофестиваль. В программе форума – более ста фильмов, и почти две трети из них – премьеры. Россия в этом году представлена во многих программах смотра. Одна из наших картин открывает фестиваль, в программе «Горизонты» тоже есть российская лента, а в основном конкурсе – «Фауст» Александра Сокурова, заключительная часть грандиозной философской тетралогии мастера. Рассказывают «Новости культуры».

Александр Сокуров, кажется, не рад, что его «Фауст» оказался в конкурсе Венецианского фестиваля. Если бы не желание продюсера, говорит режиссер, представил бы фильм в одной из параллельных программ. Важнее, чтобы картина, наконец, добралась до зрителя. Над «Фаустом» Сокуров трудился 5 лет. Действие поэмы Гете перенес в XIX век, а центральной сделал проблему власти. Связав, таким образом, новый фильм с тремя предыдущими – о Гитлере, Ленине и японском императоре Хирохито.

«Не надо ожидать никаких особенных результатов. Картина слишком серьезная для таких фестивалей, где люди бегают, перемещаются, торопятся, иногда смотрят 15-20 минут фильм, потом убегают смотреть другую картину. Ничего ожидать не надо. Важно, что картина будет показана, и важно, что премьера состоится в Италии. Страна, которую я очень люблю, где идут в прокате все мои фильмы, в отличие от моей Родины», – делится режиссер.

Венецианский фестиваль открывает – совместно с фильмом Джорджа Клуни «Мартовские иды» – документальная Лента Виктора Косаковского «Да, здравствуют антиподы!». А в параллельной программе «Авторские дни» будет представлен первый полнометражный фильм Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках» по сценарию актрисы Ольги Дыховичной. Он автоматически претендует и на приз Луиджи ди Лаурентиса, который вручают за лучший дебют. Новичков в этом году, кстати, оценивает среди прочих и Алексей Федорченко, чьи «Овсянки» в 2010 завоевали пять фестивальных наград.

Ленту о любви, страсти и мести снимали на цифровой фотоаппарат с практически нулевым бюджетом: даже костюмы были из личного гардероба артистов. Такой артхаус российские прокатчики берут не охотно, жалуется Ольга Дыховичная.

«Иногда для того, чтобы так прозвучать в своей стране, нужно компетентное мнение иностранных журналистов. И на самом деле мы все делаем для того, чтобы у нас состоялся показ в нашей стране, чтобы нас увидел тот зритель, для которого мы делали эту картину, чтобы состоялся прокат, а для этого нужно все равно собирать такую вот приятную "пену" признания международных фестивалей», – говорят Ольга Дыховичная и Ангелина Никонова.

А вот Алексей Герман-младший, чей «Бумажный солдат» три года назад завоевал «Серебряного льва», вопрос внефестивальных показов уже решил. «Из Токио» выложит в Интернет. Фильм вошел в программу «Горизонты», которая собрала самые неформатные экспериментальные картины, вроде работы филиппинца Лава Диаса длиной в 6 часов или получасовой видеоисталляции финской художницы Эйи Лиисы Ахтилы. Критики, впрочем, считают, что 10-минутная лента Германа с Чулпан Хаматовой и Мерабом Нинидзе имеет все шансы оказаться лучшей. В центре действия – история бывших спасателей, которые, узнав о катастрофе в Японии, бросают благополучную жизнь в России и отправляются на место трагедии.

«На самом деле, это история про дружбу, про подвиг, про какие-то такие настоящие вещи, важные. Это то, о чем давно хотелось сказать, безотносительно привязки к каким-то событиям», – заверяет Герман-младший.

Венецианский фестиваль, основанный в 1932 году Муссолини, считается старейшим европейским кинофорумом. В год основания приз за лучшую режиссуру, кстати, достался советской картине «Путевка в жизнь» Николая Экка – первому в истории России звуковому фильму. Правда, тогда еще не существовало знаменитых венецианских «Львов». Статуэтки появились только после войны. В СССР их в разные годы увозили Александр Птушко за фильм-сказку «Садко», Никита Михалков за фильм «Угра – территория любви». Именно Венецианский фестиваль открыл миру Андрея Тарковского. За «Иваново детство» режиссер получил «Золотого льва», как и Андрей Звягинцев – за «Возвращение». После этой победы, по словам режиссера, он мог настаивать на своих условиях, ему предложили гонорар в двадцать раз превышающий то, что он получил ранее. Будучи частью Биеннале искусств, Венецианский фестиваль задумывался как mostra, что в переводе с итальянского означает – «выставка кино». Потому, в отличие от других фестивалей, он не имеет собственного кинопрокатного рынка. И все же участие в этом кинофоруме – пропуск в мировой прокат.

Все материалы о 68-м Венецианском кинофестивале>>>