18.05.2012 | 19:37

Учитель, воспитай! (Московская правда)

Сподобились радости: 14 мая в «Наблюдателе» на «Культуре» заговорили о воспитании.
В гостях у ведущей Лады Аристарховой, которая сама преподает в Гнесинке, были два замечательных педагога: психолог, академик Российской академии образования Шалва Амонашвили и живущий и работающий в Украине народный учитель СССР Виктор Шаталов.
В живом, горячем разговоре прежде всего был поставлен вопрос: кого призвана готовить школа? Если грамотных потребителей на рынке товаров и услуг, как утверждает министр Фурсенко, сознательных строителей капитализма, - это одно. Но если переложить крылатое выражение Бисмарка о том, что учитель выиграл одну из важнейших битв в германской истории, на отечественные реалии, - это явно другое. Тогда школа - хранитель отечественной культуры, воспитывает граждан своей страны, и эти ее усилия должны быть всемерно поддержаны. Но в реальности из школы уходит воспитание, духовность, вымывается понятие патриотизма, с тревогой говорили и разработавший концепцию гуманного образования российский ученый, и педагог-новатор из Донецка. Школе никак нельзя утерять вектор воспитания, поднимающий ребенка вверх.
Общество встревожено серьезностью детских проблем - курение, наркомания, участившиеся случаи суицида. В этих условиях отрывать воспитание от образования, умственное развитие от нравственного означало бы вложить меч в руки сумасшедшего, столь радикальное сравнение прозвучало в студии. Тем, кто боится принуждения в школе, было сказано, что гуманная педагогика исходит из того, что ребенок изначально хочет учиться, а учитель сознает свою ответственность за формирование личности ученика. И в этом смысле оба гостя отрицательно отозвались о столь непродуктивной методике, как ЕГЭ: убрали из обязательных предметов письменный русский - получили море безграмотности.
Особая статья - шаталовская методика, у ее автора изданы 62 книги. Обучаясь по ней, ученик не перегружен уроками, а вот физкультура - каждый день, успехи в освоении математики, химии, физики идут рядом с успехами в спорте, что приветствуется. А память развивается такая долгая, что всю жизнь помнятся наизусть «Евгений Онегин», важнейшие исторические даты, фундаментальные факты их самых разных областей. А еще с младых ногтей дети научаются аргументированно отстаивать свою точку зрения. Система заданий для каждого, многократная проверка усвоенного, разница отметок и оценок. В классе на доске таблица из 1400 клеточек - к концу курса каждому из 35 учеников, выполнившему 40 индивидуальных заданий, выставляется в клеточке оценка. Представьте: 1400 клеточек, и в каждой пятерка. Стоит ли удивляться, что в Китае система обучения по Шаталову введена на государственном уровне в военно-учебных заведениях.
Впечатлил видеосюжет: юноша, поступивший в престижный московский вуз по методике Шаталова, показал схему, в центре которой - главный образ, именно он всплывает в памяти при назывании темы прежде всего, от него отходят отростки, своего рода подтемы. Схема весьма напоминает графическое изображение нейрона. Нечто подобное можно увидеть в черновиках Достоевского: тайна становления мысли.
Закончился разговор приятным сообщением: к эфиру на канале «Культура» готовится цикл «Ищу учителя».
Вместо постскриптума. Верхом невоспитанности и неуважения к собственной великой культуре является телереклама, паразитирующая на дорогих русскому сердцу великих смыслах. Три примера: образ дивной красоты - храм Покрова на Владимирской земле, нещадно эксплуатируется в рекламе кваса; гениальная мелодия Георгия Свиридова «Время, вперед!» бессовестно присвоена для рекламы пельменей; а теперь еще под магические строки Александра Блока юным дурочкам втюхивают импортную краску для бровей. Широко гуляет по домашнему экрану «его препохабие капитал», и диким его «ндравам» никакая общественность пока препятствовать не в силах.

Московская правда