20.08.2013 | 15:49

Работы Михаила Чернышова - на выставке в ГЦСИ

Художник Михаил Чернышов один из первых в Советском Союзе увлекся идеями абстрактного искусства, с самого начала экспериментируя с чистыми геометрическими формами. В 1964 году прошла его выставка, которую он сам позднее определил как первую в СССР, "имеющую сходные тенденции с поп-артом". Ее закрыли на второй день. Сегодня Государственный центр современного искусства дает возможность проследить творческие поиски Михаила Чернышова на картинах, созданных в период с 1981 по 1993 годы. Рассказывают "Новости культуры".

Эти картины, напоминающие пазлы, планировали выставлять в ЦДХ еще в 1993 году на выставке "Предшественники русского поп-арта". Тогда работы художника в экспозицию не вошли, зато теперь они заняли центральное место на фестивале коллекций современного искусства. Михаил Чернышов увлекся абстракцией и поп-артом еще в конце 1950-х, после первых в Советском Союзе выставок западных художников.

"Когда он первый раз увидел в 1957 году – в Парке культуры был павильон живописи... Это была мазня, но, как он пишет в своей книге, он что-то уловил, уловил какие-то ритмы", – рассказывает владелец коллекции работ Михаила Чернышова – Надежда Чернышова.

В шестидесятые Михаил Чернышов вливается в андеграундную художественную жизнь Москвы, участвует в квартирных выставках. Позже эмигрирует в Нью-Йорк, где создает серии работ, посвященные военной тематике. Выставляется в частных галереях. В США Чернышов решает в буквальном смысле пустить искусство в народ. Свои плакаты художник расклеивал по ночам на стенах нью-йоркского района Сохо. Необычную "экспозици" он исправно обновлял раз в месяц, и через какое-то время уличные поклонники его искусства стали постоянными гостями художественных галерей.

"Он был одним из первых авторов таких стратегий, как перфоманс. Он создавал удивительные формы, где попытался объяснить мир через элементарные единицы", – отмечает куратор выставки, автор монографии о Михаиле Чернышове – Виталий Пацюков.

Одновременно с перфомансами, Михаил Чернышов продолжал занятия живописью  экспериментировал с геометрическими фигурами, шрифтами и эмблемами.

"Девизом его и стремлением было очищение картины от всего личного. Если ты возьмешь случайный узор на обоях и приставишь к нему рамку, это будет идеальной картиной. Все работы соответствуют его теории", – подчеркивает руководитель фестиваля коллекций современного искусства Алина Федорович

Эта выставка – одна из немногих возможностей познакомиться с работами одного из представителей русского поп-арта. Ведь до сих пор на родине Чернышова с его работами мало кто знаком.

Новости культуры