21.08.2013 | 10:41

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения драматурга Виктора Розова

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения драматурга Виктора Розова. Практически ровесник Первой Мировой войны, участник Второй - он испытал голод, и страх, лишения, потери и предательства. И всё же он считал, что прОжил интересную и… веселую жизнь. Этими настроениями наполнено и его творчество. Розов – автор около двух десятков пьес. Его герои не произносят громких слов, они просто поступают как должно. Поэтому они и герои. Ведь по Розову быть человеком – это и есть предназначение.

Весь ужас войны Виктор Розов прочувствовал на себе – без всяких метафор, видел, как в окопах кровь лилась рекой. На фронт ушел добровольцем: просто решил, что должен быть там, где труднее. Спустя много лет эту мысль озвучит герой его пьесы «Вечно живые» Борис Бороздин.

Эту пьесу Виктор Розов написал, будучи студентом Литинститута. История о влюбленных, которых навсегда разлучила война, долго лежала под запретом. Не было в пьесе линии партии, зато были смерть советского солдата и даже измена его возлюбленной. Позже скажут, Розов мог бы написать только это произведение – и уже стать классиком. Именно с «Вечно живых» в 56-м началась история «Современника». Этот спектакль Олега Ефремова стал символом театра, своей «Чайкой».

Фильм «Летят журавли», снятый по мотивам пьесы, в 58-м получил «Золотую пальмовую ветвь» на Международном Каннском кинофестивале. Французский кинокритик Жорж Садуль тогда писал: «Фильм потряс своей правдивостью… немногие на Западе понимают, какими бесконечными страданиями было заплачено за победу. Фильм раскрыл им глаза». Отечественная печать на успех отреагировала скромной заметкой «Первый приз – советскому фильму», тогда как в мировой прессе выходили сотни статей, посвященных ленте.

«Рассказывала сама Самойлова, что, значит, зажигается свет, и все эти звезды тех лет –тушь по всему лицу у женщин, весь зал встает, аплодирует стоя», – говорит актриса, дочь Виктора Розова Татьяна Розова.

Своего драматурга в Розове нашли Олег Ефремов и Анатолий Эфрос, Олег Даль и Игорь Кваша. Розовские герои с их открытостью, стремлением к справедливости оказались созвучны 60-м, оттепель оказалась их временем.

В произведениях, порой, автобиографичных, Розов показывал свою правду жизни. Его герои – те самые мальчики и девочки, которые в свои 17 уже имели ясные представления о чести, долге и верности. О них – спектакли, шедшие годами в Центральном Детском театре, ныне Российском Молодежном, который называют «домом Розова».

«Розовские мальчики действительно ворвались, – говорит режиссер, народный артист РСФСР Алексей Бородин. – Что такое добро, что такое зло, что такое компромисс и можно ли идти на компромиссы . Вот эти бескомпромиссные ребята, которые здесь появились они конечно тогда производили колоссальное впечатление».

«Ее друзья», «В добрый час!», «В поисках радости», «С вечера до полудня» – это пьесы на все времена, многие и сегодня не сходят с театральных подмостков, идут в Табакерке, Театре на Таганке, Московском Художественном.

«Проблема поколения всегда актуальна, – считает актриса Дарья Мороз. – Старшее поколение живет совершенно одним, младшее поколение живет другим, это очень легко ложится на современный язык».

Несмотря на трудности, которые пришлось пережить, о себе Виктор Розов говорил: «Я счастливый человек». Драматург, актер, режиссер. Театр, был для него делом и смыслом всей жизни.

К столетию со дня рождения Виктора Розова смотрите на нашем канале в 12.55 телеспектакль «Перед ужином», поставленный по одноимённой пьесе драматурга. А вечером, в 19.45 не пропустите документальный фильм «Вектор Розова».

Новости культуры