01.09.2011 | 11:55

Новые образовательные стандарты, или воспитание "нестандартных" талантов

Особый праздник под названием День знаний сегодня впервые отметят почти полтора миллиона мальчишек и девчонок. На новые образовательные стандарты переходят все школы страны. Их цель – способствовать творческому развитию личности ребенка, подготовить его к жизни в «информационном обществе» XXI века. Но подход к воспитанию таланта в любую эпоху может быть только «нестандартным» – убедилась съемочная группа «Новостей культуры».

Арина Бурлакова – круглая отличница, с младших классов «олимпиадница», показывает созданный ею сайт о Курской битве: «Эта работа по истории и по информатике, здесь есть описания памятников, посвященных Курской битве…» Сегодня она идет в восьмой класс. С вопросами, надеждами и планами.

«Я уже буду заниматься не сайтами, а программированием», – говорит она.

Всеобщая компьютеризация школ – требование нового образовательного стандарта. Уроки компьютерной грамотности заменяют уроки труда, дневники становятся электронными, а еще русские школьники за последние 20 лет пять раз побеждали в международных олимпиадах по информатике. И в этом только Китай нас догнал, но благодаря таким, как Саша Тимин – не перегнал. Победитель всероссийской олимпиады 2011 года завоевал в этом году золото и на олимпиаде всемирной.

«Это было круто, – говорит он. – После второго тура я подозревал, что у меня может быть, золото, но я не предвидел такого высокого результата».

Развивать таланты, а не забивать голову знаниями, вот что должна делать школа, - считает Владимир Кирюхин, председатель предметной комиссии по информатике центрального комитета Всероссийской олимпиады школьников. В руководстве олимпиадным движением он с 89-го года. По его мнению, основная цель олимпиад – выявление талантливых ребят и помощь в их развитии.

Правда, с тех пор, как олимпиадные победы стали способом поступления в вуз – с талантами борются амбиции. Движение становится массовым. Количество участников олимпиад по сравнению с 2010-м в 2011-м возросло в два раза. Олимпиадные жюри самого первого, школьного, этапа проверили 14 миллионов работ. 100 миллионов рублей выделило Минобрнауки на организацию олимпиадных мероприятий. Впервые проводились соревнования по мировой художественной культуре и искусству. И многое другое было впервые – например, командное первое место в Сан-Франциско, где золото было завоевано с большим отрывом.

Путь, который приводит к победам российских школьников во всемирных олимпиадах, начинается не в старших классах – в младших. Готовность к нестандартным задачам и личностному росту – вот, что стоит пестовать в первоклашках.

«Любой процесс постижения нового очень сложен, и если он тебя личностно не трогает, ты его делать долго не будешь», – полагает Жанна Шопина, преподаватель кафедры проектирующей психологии РГГУ, педагог, кандидат психологических наук.

Она убеждена, каждому ребенку нужна помощь. А умение оказывать эту помощь – профессия творческая.

«Учитель должен очень быстро реагировать, находить решения в самых непростых ситуациях, – говорит учитель литературы Сергей Волков. – И мне кажется, что многие учителя существуют в профессии потому, что есть некий драйв. Это как у горнолыжника, который мчится и не знает, что за поворотом».

Но и рутины в профессии учителя хватает. Сергей Волков преподает литературу уже 20 лет. Его рецепт выживания прост: стоит дойти до школы - и встретишь… детей.

«Они хотят что-нибудь расковырять, узнать, как устроено, – рассказывает он. – Они хотят общаться, читать книжки, они хотят получить свою порцию любви, внимания от взрослых».

«Они живые, интересные, приходят к тебе с открытыми глазами, разные-разные, трудные, не очень трудные», – говорит Жанна Шопина.

«Когда на них смотришь и с ними работаешь, понимаешь, что у нас есть будущее», – Валентина Абатурова, директор центра организационно-методического сопровождения работы с одаренными школьниками Академии повышения квалификации.

Первое сентября – стресс и праздник, день надежды на взросление, воспитание и лучшее будущее – День знаний.