16.08.2013 | 11:06

Художники из группы AES+F рассказали о провокации в искусстве

AES+F – одна из самых успешных арт-групп современной России. За трудно произносимой аббревиатурой скрываются четыре мастера – Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес. Приверженцы классического модернизма и поклонники метода рэди-мэйд выработали собственный художественный язык, цитаты из которого пользуются спросом не только у отечественных коллекционеров. Рассказывают «Новости культуры».

Идея будущего проекта может возникнуть в любой момент у любого участника группы. Никаких сценариев – только общие наброски. Детали возникают в процессе работы. Следующий этап – кастинг. Он может занять несколько месяцев. А сам съемочный процесс – не более десяти дней. За это время художники создают сотни тысяч фотографий. Как в проектах «Последнее восстание», «Пир Трималхион», «Аллегория сакра». На съёмочной площадке – максимум четыре человека. Кадры эпизода на компьютере монтируются в единую картину и морфируются для плавности движений.

«В случае традиционной съемки нужно создать некоторую раскадровку, подготовить снимать выставленных на площадке актеров, – рассказывает Евгений Святский. – А потом монтировать снятые кадры, а тут сняты элементы, из них можно построить кадры самые разные, фактически можно не один фильм сделать, а несколько».

В действительности художники создают несколько миров. Странных, многослойных, древних и современных одновременно. Беспристрастно, с иронией, масштабно и зрелищно исследуют в них общество, искусство и самих себя.

«Вообще, категория красоты в какой-то степени была табуирована для современного искусства, – отмечает Лев Евзович. – Она всегда нас интересовала, где во так грань красота – уродство, безобразное, низкое – высокое, профанное и возвышенное, сакральное, те грани, с которыми нам очень интересно работать».

Мода, как фабрика смерти, власть медиа, несправедливость мироустройства. Художников называют провокаторами в современном арт-пространстве. Они обозначают болевые точки и выворачивают их наизнанку.

«Проще всего на это сказать, что это издевательство над гламуром, – считает Лев Евзович. – Не сам гламур, как таковой, то есть это китч, который обьективизирован, невозможно рассказать об обществе без того, чтобы не использовать язык, который люди, общество пользуется. То есть это тот самый прием рэди-мейда, которым пользовались от Энди Уорхола до Кабакова, который работал с эстетикой коммунальной квартиры».

В настоящее время у AES+F почти сто профессиональных экспозиций в музеях, выставочных залах и коммерческих галереях по всему миру. Над чем работают сейчас – пока секретов не раскрывают. Признаются – круг интересов широк: от скульптуры и инсталляции до ювелирного искусства.

Новости культуры