16.08.2013 | 10:05

Выставка "Маяковский от "Я" до Я" проходит в Москве

Государственный музей Маяковского представляет в Домике Чехова на столичной Малой Дмитровке новую выставку – «Маяковский. От «Я» до Я: очень личные местоимения». Ее составители исходили из того, что поэзия была для Маяковского довольно личным делом, неотделимым от биографии, от судьбы. Поэтому в его поэтическом мире так важны личные местоимения, они как бы скрепляют его, или служат фундаментом, опорой. Они и в рукописях Маяковского выглядят как заклёпки – мы, они, вам. Но первое среди них, конечно, «я». Рассказывают «Новости культуры».

Отправная точка экспозиции – своеобразный красный угол. Находится, как и положено, – по диагонали от входа. И в нем, в центре поставили первый сборник Маяковского, напечатанный в 1913 году. Под названием «Я».

Ровно сто лет назад, во время подготовки сборника на обложку упала клякса. Владимир Маяковский не растерялся. Дорисовал пятно желтыми красками. И сказал: «Это я!». «Я» – главное слово у Маяковского. Первые строки его раннего стихотворения: «Я сразу смазал карту будня». Автобиография «Я сам» начинается словами: «Я поэт. Этим и интересен». Но поэт Маяковский интересен нам и частной жизнью. Личные записки, удостоверения, черновики,… автографы. Их кстати он раздавал щедро, многим свои книги дарил.

«Автограф, который о многом говорит, автограф известной исторической личности – чекисту известному Блюмкину. У нас две книги с автографами ему, – рассказывает хранитель рукописно-документального фонда Государственного музея В.В. Маяковского Галина Антипова. – И обе с очень ласковыми надписями – «милому Блюмочке». То есть вот эти связи с таким чекистским окружением они также зафиксировались».

В его записных книжках – сплошные рифмы и четверостишия. Содержимое его «стихами наполненного черепа» кажется необъятным.

«На обороте этой фотооткрытки написан кусок из «Облака в штанах» 13-го года, – показывает директор Государственного музея В.В. Маяковского Надежда Морозова – Там есть две фразы, которые не вошли в печатное издание: “В небе какао. Запах лета. Паленого верблюда”. Это сочетание практически как… можно отнести к жаре в Москве в это время».

С именем Маяковского связаны «Окна РОСТа». Но дизайнеры решили рассказать о жизни поэта с помощью дверей. Одна ведет в квартиру в Гендриковом переулке, где поэт жил с четой Бриков, и где постоянно кипела работа «ЛЕФа». Здесь трогательная записочка Лиле – «Целую вам ротик, Милый кашалотик». Еще одна дверь…

«…В издательство, где издавались его книги, потому что в большинстве случаев все его произведения издавались практически сразу после написания. Так вот эту дверь он открывал к фининспектору и получал удостоверение. Мы его здесь и повесили», – говорит Надежда Морозова.

Дверь третья и последняя. За ней то, что осталось после его выстрела. Фотокопия негатива предсмертной записки Владимира Маяковского. И впервые выставленное уголовное дело о его самоубийстве. Получено музеем в 93 году из бывшего архива ЦК КПСС. И здесь – то последнее «я», которое написал о себе великий поэт.

Новости культуры