01.09.2011 | 14:50

Выставка-лаборатория "Химия и Искусство"

Необычная экспозиция открылась в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Выставка-лаборатория «Химия и Искусство» предлагает взглянуть на мировые художественные шедевры по-новому. Ведь живопись основана не только на гении художника, но и на химических процессах соединения красителей, кислот, бумаги и холста. Каждый посетитель получит возможность сам провести несколько экспериментов. Рассказывают «Новости культуры».

Музей как химическая лаборатория. Взглянуть на знаменитую на весь мир омскую копию «Данаи» Рембрандта, по ней восстанавливали оригинал в Эрмитаже, полотна авангардистов Лентулова и Машкова сквозь призму химических процессов, предлагает Омский музей изобразительных искусств. Красители, кислоты, бумага и холсты, объединенные замыслом художника и законами химии, рождают произведение искусства.

«Каждая картина – это результат химических поисков, реакций. И эти реакции до сих пор в картинах происходят, потому что краски ведут себя по-разному - от времени, от влажности, от света меняются, и это нужно поддерживать», - говорит куратор выставки Сергей Баранов.

Сохранить результаты химических поисков – задача реставраторов. Вот этот пейзаж поступил в омский музей сорок лет назад из архива Загорска как работа неизвестного художника XVIII века. Полотно, краски которого еле проступали из-под потемневшего лака, поставили на учет во вспомогательный фонд.

«Но уже при первых лабораторных исследованиях, когда удалось установить состав и строение грунта, на котором написана картина, однозначно было установлено, что мы имеем дело с голландской живописью XVII века. И поиски автора были сосредоточены именно в этой школе», - рассказывает реставратор Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Наталья Минько.

Результаты химических анализов и стилистическая экспертиза помогли открыть имя художника Мейндерта Хоббемы. Его произведения – гордость музеев Лондона и Амстердама и редкость в российских сокровищницах.

Обширный раздел омской экспозиции составили произведения керамики и стекла как посвящение трехсотлетию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Именно он открыл секреты производства неорганических пигментов, глазурей и разработал технологию и рецептуру цветных стекол.

«Мы, конечно, вспоминаем Ломоносова, который создал школу русского стекла, получил огромную палитру красок в стекле», - отмечает сотрудник Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Иван Гольский.

На этой выставке можно изучать таблицу Менделеева. Ее опасные элементы, к примеру, радий или уран, придают стеклу и фарфору прекрасные оттенки. Но чтобы получить нужный краситель, художнику без химии не обойтись.