15.08.2013 | 16:22

Игорь Шайтанов о фильме "Чапаев"

Игорь Шайтанов, литературный секретарь премии "Букер - Открытая Россия":

Шедевры старого советского кино теперь не сходят с телеэкрана. Это знак ностальгии или восстановление культурной справедливости? Никакое время не исчерпывается официальной идеологией. Теперь заново воспринимается теплота и человечность старого кинематографа. И она воспринимается не как следствие официальной утопии, а скорее, напротив, как свидетельство того, что «всюду жизнь», которая ускользает из-под догмы и запрета.

Но какими глазами теперь будет увиден такой фильм, как «Чапаев», фильм о том, как утопия приходила к власти? Искупит ли мастерство этого кино шедевра его идейную установку?

Я вспоминаю едва ли не самую памятную сцену - психической атаки, в которую идут белые. Широким строем, неспешным и твердым шагом - офицер с сигарой во рту - на чапаевские пулеметы. Кто-то падает, его место тут же заполнено, шеренга продолжает идти. Ужас и сострадание к людям под огнем (есть ли в этот момент место для идеологии - кто здесь красные, кто белые?). Идут люди, но в их движении возрастает неумолимость механизма, растет напряжение. Трагически раздвоенное сострадание - к тем, кто идут, к тем, кто противостоят им...
То, что было задумано как «оптимистическая трагедия», как апофеоз новой идеи, сейчас звучит просто - как трагедия, без безусловного разделения на правых и виноватых.