13.08.2013 | 11:59

Архангельск отмечает 320 лет с момента основания первой судоверфи

Триста двадцать лет назад вид первого русского порта – Архангельска – произвел на юного Петра Первого неизгладимое впечатление. Десятки иностранных купеческих судов стояли на реке против Гостиного двора. Меж них сновали сотни лодок, карбасов, барок, шла бойкая торговля русскими и заморскими товарами. Наблюдая за всем этим, молодой царь решил, что для укрепления экономического могущества России нужен флот. Как Архангельск стал колыбелью военно-морского судостроения – рассказывают «Новости культуры».

Лето 1693-го. Известие о скором визите Петра Первого на Север быстро разлетелось по Архангельску. В день, когда царские корабли подошли к городу набережные Двины были усыпаны людьми. Раскатистым «Ура» горожане встречали молодого царя, а городские власти повелели устроить салют. В Соломбале, на Мосеевом острове для Петра был построен Архангельский дворец. Там он прожил почти два месяца.

«Здесь он увидел большое скопление иностранных флагов, – рассказывает старший научный сотрудник Архангельского областного краеведческого музея Игорь Гостев. – Потому что Архангельск в то время был главным европейским фасадом России, главными торговыми и дипломатическими воротами России»».

В Архангельске к визиту царя был приурочен спуск на воду первого в России военного судна – яхты «Святой Пётр».

Будучи в Архангельске, Пётр Первый времени зря не терял. Молодой царь был общительным и хотел побольше узнать о морском деле. Так, по легенде на одном из фуршетов он познакомился с голландским шкипером и заставил его провести экскурсию по иностранному кораблю.

Первая поездка на Север вдохновила Петра. Увидев в Архангельске иноземные корабли, молодой царь захотел иметь свой военный флот. В том же году Пётр Первый поручает создать в Архангельске адмиралтейство и делает первый государственный заказ на строительство большого военного корабля. Весной 1694 Пётр во второй раз приезжает в Архангельск. 20 мая царь лично спускает на воду фрегат «Святой Павел». Кстати, в Соломбале, на заводе «Красная кузница» сохранились остатки пристани, на которой всё и происходило. В том же 94-м году Пётр Первый отправляется на Соловки. Их яхта попадает в жуткий шторм. Лишь чудом судно не разбивается о камень. От непогоды царь спасается в гавани Пертоминского монастыря. И в память о своем спасении, о своём знакомстве с морем Петр вырубил трёхметровый крест, который и сегодня встречает всех посетителей Архангельского краеведческого музея. С Петром Первым связывают активное развитие Архангельска. Именно Поморы вдохновили царя на создание собственного флота. Именно здесь Пётр Первый узнал один из секретов, который помог ему одержать победу над Шведами в Северной войне.

«Два фрегата – "Курьер" и "Святой дух" были перетащены по трассе – там, где сейчас проходит Беломорканал, – рассказывает сотрудник Архангельского областного краеведческого музея Андрей Ружников. – По этой трассе Поморы часто перетаскивали свои суда... Были перетащены военные корабли и неожиданно для шведов военные корабли появились у них в тылу».

Любовь Петра Первого к Архангельску была недолгой. После строительства Петербурга, деловая и торговая жизнь в столице Поморья стала угасать.

Новости культуры