12.08.2013 | 11:00

На фестивале "Окно в Европу" показали большую часть конкурсных картин

На фестивале «Окно в Европу» идет бурное обсуждение конкурсной программы. Организаторы говорят, что все ленты можно отнести к так называемому «абдрашитовскому направлению» – они рассказывают о поиске человеком себя в этом мире, что, собственно, присуще творчеству режиссера Вадима Абдрашитова. Рассказывают «Новости культуры».

Первый конкурсный фильм и сразу в болевую точку. Новая работа Ларисы Садиловой – «Она». На волне обострившейся ситуации с мигрантами режиссер призывает протянуть им руку. И рассказывает историю про девушку из Таджикистана. Она приехала в Россию к своему парню. Совсем не знает русского языка. Но быстро узнает законы, по которым ей предстоит жить. Режиссер эти законы тоже освоила хорошо, не раз была в поселении мигрантов в Челобитьеве, знает все расценки на жилье, нюансы быта. Картину снимала трудно, три года, однажды поняла, получается не про них, а про нас.

«Мы недавно были одной страной, это не турки в Германии, которых завезли, а мы вчера сидели за одной партой, учились у одних мастеров, это другая ситуация, – говорит режиссер. – Многие знают язык, когда к нам приезжали во время учебы они знали русский, а родной не знали».

Сопродюсер фильма «Она» – Карен Шахназаров. В Выборг приехал на юбилей своей ленты «Город Зеро» – ей 25 лет. Встречи, интервью, показы, общение со зрителем. Насыщенный график у всех гостей фестиваля «Окно в Европу».

«За 20 лет он мог и потеряться, но не потерялся и стал полноправным фестивалем, – говорит Карен Шахназаров. – Он, действительно, интересный, и, главное, он пользуется успехом у публики, здесь всегда полный зал. И в этом смысле это самое главное достижение фестиваля, потому что главное – что здесь люди имеют возможность посмотреть картины».

Представится ли возможность увидеть конкурсные картины в других российских городах – не ясно.

Дебютанта Сергея Кузнецова за его «Деливеранс» журналисты похвалили, высоко оценили любовную линию, правда, предложили избавиться от некоторых сцен. Режиссер отказался и рьяно отстаивал право показывать на большом экране альтернативные ленты на стыке жанров. Кузнецов вообще собирается создать свою независимую прокатную студию. А если фильм его все же не возьмут, он знает, что делать дальше.

«Так случилось, что этим летом я проехал автостопом всю страну, снимая новый проект, – рассказывает Сергей Кузнецов. – И в различных городах я устраивал показы, и есть огромное количество киноклубов, у которых есть своя аудитория, и появились знакомства».

О дальнейшей судьбе ленты «Зимний путь» ее создатели еще не думали. В прошлом актеры, теперь режиссеры, Сергей Тарамаев и Любовь Львова рады, что их дебютная картина вообще попала в конкурс. О фильме, который не пропустили на «Кинотавр» – тема слишком злободневная – говорили еще до премьеры в Выборге. Трагичная история об отношениях, говорить вслух о которых, теперь не принято – за них сегодня могут осудить. Режиссеры сильно волновались, но решились посмотреть свою картину вместе с залом. Подслушали, что говорили зрители до показа: многие собирались уйти. И после него, когда зал никто не оставил.

«Они подошли потом к Жене, актеру, который играет главную роль и не потому, что он пацан, такой же как они, а их тронула история и они удивились, что ее можно рассказывать не занудным языком, а они говорили – это был драйв», – рассказывает Сергей Тарамаев.

Фильм много обсуждали. Говорили, что нужно было отправить его на конкурс в Канны, назвали «Горбатой горой» по-русски. Режиссеры «Зимнего пути», в свою очередь рассказали, как долго они шли к режиссерскому дебюту. Учились сами – на фильмах Кубрика, Ван Сента, Годара и Висконти. Оставили актерскую профессию. Это была своего рода аскеза – длилась несколько лет.

«В бытовой жизни это были долги и беспросветный мрак, – признается Любовь Львова. – Но это было интересно, это был эксперимент, и мы чувствовали себя Хармсом и Введенскими в современном мире, была возможность и сниматься, и писать на заказ, но мы отказывались».

Режиссеру Сергею Ольденбургу-Свинцову досталось за название его фильма – «Кофе, секс и сигареты». Искушенной публике лента показалась слишком легкой, и очень похожей на картину Джармуша, у которой почти такое же название и работу Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит».

«На фестивале трудно до конца воспринять картину, потому что непонятно, почему это здесь, – считает режиссер. – И вообще, я думаю, второй раз будут смотреть по-другому и тогда будут смеяться, у них будет заготовленное лекало, по которому нужно измерять. Здесь оно не подходит».

В картине звездный состав: Роман Виктюк, Александр Баширов, Антон Шагин, Жерар Депардье. Создатели ленты уверены: картину ждет кассовый успех.

На фестивале в Выборге в основном конкурсе показали большую часть лент. О каждой говорили, и почти ни одна картина не избежала резкой критики. Уже появились очевидные фавориты и претенденты на победу. Но каким будет выбор гостей и жителей Выборга угадать трудно-конкурсные показы продолжаются, а, значит, могут быть открытия.

Новости культуры