12.08.2013 | 10:30

Печать. 12 августа 2013

85 лет назад в Москве открылся Парк культуры и отдыха имени Горького. «Аргументы и факты» вспоминают, что «на парке Горького апробировали своеобразную концепцию идеального отдыха». В число поклонников этого опыта входил и английский публицист Герберт Уэллс, посетивший Москву по приглашению Сталина. Именно он придумал определение для парка – «фабрика счастливых людей». Другие темы печати – в обзоре «Новостей культуры».

***
«В человеке все время живут два чувства – вины и долга», – так интерпретировал классический конфликт между общественным долгом и личным чувством народный художник России Владимир Переяславец. Интервью с патриархом российской живописи публикуют «Итоги». Разговор шел исключительно о жизни девяносточетырехлетнего художника, которая больше похожа на авантюрный роман. Это нечто среднее между «Историей Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга и романом «Как закалялась сталь» Николая Островского, – беспризорное детство, летное училище, война, постижение основ живописи… Кстати, портрет Переяславца в роли полотера висит в Третьяковке, начинающий художник предложил Петру Кончаловскому себя в качестве модели …
«У меня в душе какая-то задрыга живет: не могу усидеть на месте, – признается Владимир Переяславец. – Кажется, встану сейчас – и полечу! А как только пытаюсь подняться, ловлю себя на том, что нога плохо слушается. Раньше над жизнью не задумывался: летел по ней лицом ко всем ветрам! В восемьдесят лет прыгал в море с утеса высотой тридцать метров…»

***
Баварская государственная опера и каталонский режиссер Каликсто Биейто представили на Мюнхенском оперном фестивале «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского. Одну из главных отечественных опер не раз ставили за рубежом, но только эту постановку критик Дмитрий Ренанский на страницах «Огонька» величает «революционным прочтением хрестоматийной партитуры». Раньше «Бориса Годунова» на западе трактовали, как энциклопедию загадочной русской жизни с непереводимыми понятиями: «tzar», «dukhovnost», «bunt». Но в новой постановке Русью и не пахнет. «В космополитичном баварском «Борисе» нет ничего специфически русского, и это, пожалуй, важнейший смысловой поворот во всей почти полуторавековой сценической биографии оперы Мусоргского. Вырываясь за рамки экспортно-этнографических стереотипов, Каликсто Биейто создает масштабную фреску о перемолотых неумолимо-трагическим ходом времени людях».

***
«Нотодобывающая промышленность», так газета «Коммерсантъ-власть» назвала венесуэльский Музыкальный фонд имени Симона Боливара, общегосударственную, некоммерческую систему музыкального образования, которую в 1975 году основал Хосе Антонио Абреу. Музыканты называют ее коротко, на испанский манер, «El Sistema», и в последнее время она приносит свои системные плоды. В этом году на Зальцбургский фестиваль пригласили тысячу триста молодых музыкантов из Венесуэлы! «На сегодняшний день «Система» создала и выпестовала по всей стране примерно 150 юношеских оркестров и 70 детских, и это не считая камерных и хоровых коллективов. Главный принцип – не просто борьба за количественные показатели, а превращение оркестра из предмета роскоши в вездесущее социальное явление: он должен быть в каждом городе, а в идеале – и в каждой деревне».

Новости культуры