02.09.2011 | 09:00

Сердце искусства найдут в сибирских рудниках на IX Красноярской биеннале

Смысловой горизонт России попробуют найти полсотни художников со всего света в сибирских рудниках на IX Красноярской международной музейной биеннале "Во глубине", выяснив попутно есть ли сердце у современного искусства.

Красноярская биеннале, которая пройдет в культурно-историческом музейном комплексе со 2 сентября по 30 ноября, по праву считается старейшей в стране: первая состоялась в 1995 году и была задумана как экспериментальный музейный форум. С тех пор музей работает с практиками современного искусства, активно привлекая столичных и зарубежных художников и взращивая своих.

"Проект весь посвящен пространствам Сибири - ее главному, можно сказать, культурному богатству. Это третья часть сибирской "трилогии" биеннале: до этого были "Чертеж Сибири" в 2007 году, "Даль" в 2009. Там мы шли вширь, сейчас - вглубь, пытаясь выстроить вертикальное измерение пространства и времени", - рассказал РИА Новости куратор и идеолог биеннале Сергей Ковалевский.

"Глубинная" экспозиция создается в этом году силами москвичей Елены Елагиной и Игоря Макаревича, Антона Ольшванга, Андрея Кузькина, Ольги Чернышевой, Ростана Тавасиева, группы "Синий суп", Леонида Тишкова, питерцев Петра Белого, семьи Флоренских, Ильи Гапонова, голландцев Ясмайн Виссер, Марьян Тиувен, уральцев "Синие носы", "Куда бегут собаки" и Владимира Селезнева, красноярцев Василия Слонова, Александра Сурикова и многих других.

Художники могут привезти или создать в музее проект, соответствующий теме, или же вдохновиться на "сибирское" произведение пребыванием в "вахтовой" арт-резиденции под названием "Сибирские руды", предполагающей путешествие по Красноярскому краю. В частности, художественное освоение "сибирской глубинки на ощупь" провел Ольшванг, побывавший на северном Олимпиадинском месторождении, Селезнев и Виссер съездили в Бородинский угольный разрез, московские художники Владимир Сальников и Нина Котел прошлись по местам ленинской ссылки в заповедном селе Шушенское и на Саяно-Шушенской ГЭС.

"Мы ищем горизонт самоопределения России, определяя в глубинах сибирских руд гуманитарные ценности. Просторность мысли и чувства - предмет этой биеннале. Еще одно измерение темы - "на сердечном просторе", где ставится наивный и провоцирующий вопрос - "есть ли сердце у современного искусства", - пояснил куратор биеннале, отметив, что в этом году организаторы помимо искусства попытались представить деятельность институций, занимающихся современным искусством.

Спецгость биеннале - Московский дом фотографии, глава которого Ольга Свиблова привезет экспозицию молодых фотографов. Арсений Жиляев от лица площадки "Старт" ЦСИ "Винзавод" выберет лучший проект молодого красноярского художника и пригласит его в столицу. Ретроспективную выставку организовала группа "Синие носы" при участии Сибирского музея современного искусства (Новосибирск).

В связи с общим "сердечным" вектором биеннальский проект занят определением традиций и ищет их вместе с местными музеями. Так, Кузькин лепит хлебные скульптурки в экзотическом музее "Тюремный замок "Действующий СИЗО №1 города Красноярска" в подвале красноярского централа, а Елагина и Макаревич работают над концептуальной инсталляцией в амбаре усадьбы Василия Сурикова в центре города. Тот же суриковский дом станет площадкой для летней школы биеннале, в результате которой около 15 молодых художников получат возможность высказаться.

Важную экспозиционную часть биеннале занимает паблик арт, уже давно концептуализирующий городское пространство Красноярска и окрестностей. Словенец Матей Андраж Вогринчич, в 2007 году на "Чертеже Сибири" сооружавший пейзажную инсталляцию из 300 красно-золотых лопат, выложит из 40 тысяч яичных скорлупок пол деревянной церкви XIX века в селе Барабаново. Московский художник Леонид Тишков привезет в Сибирь "Частную луну" - инсталляцию в виде светящейся луны, которую прокатят по Енисею и главному проспекту, а потом передадут по очереди красноярцам, пожелавшим принять гостью у себя дома. Француз Ксавье Жюйо, две недели назад выстроивший инсталляцию в заброшенном аэропорте Канска на Канском кинофестивале, протянет 400-метровые струны над музейным зданием от Енисея до ближайшего проспекта, превратив музей в звучащий от ветра контрабас.

Биеннале "Во глубине" открывается на музейной площади, у инсталляции из огромных деревянных букв FUTURE Андрея Ройтера, а на Венецианском кинофестивале в это время пройдет премьера фильма "Бирмингемский орнамент", две части которого - "Мамонт" и "Мандельштам" - автор Юрий Лейдерман снял на предыдущей красноярской биеннале "Даль".