09.08.2013 | 19:34

Новая концепция учебника по истории: исправить или переписывать?

Некоторые эксперты-историки подвергли резкой критике концепцию единого учебника по отечественной истории, представленную Министерством образования. Специалисты считают: этот документ не может стать основой для создания общенационального учебного пособия. Необходимо разработать принципиально иной вариант концепции. Бурное обсуждение развернулось сегодня на заседании "круглого стола", участниками которого стали преподаватели вузов, авторы уже существующих учебников истории. Рассказывают "Новости культуры".

Новая концепция единого учебника по отечественной истории, разработанная в соответствии с президентским поручением, вызвала в профессиональном сообществе бурую эмоций. По мнению большинства экспертов, отредактировать этот безымянный документ нельзя, можно только написать заново. Специалисты обнаружили в нем более 200 грубых ошибок: хронологических, системных, методологических. Они определили, что текст, в основном,  списан с сайтов-шпаргалок и рефератов по истории. Если бы школьник пользовался таким учебником сегодня, то ЕГЭ не сдал бы.

"Поскольку речь идет об историко-культурном стандарте и вообще документе образовательном, то удививтельно в первую очередь то, что документ не содержит ни образовательных задач, ни терминологии, которая обьясняла бы, что именно должны делать и чем будет отличаться эта концепция от всего того, что было раньше", – поясняет доктор исторических наук, профессор, автор учебников Александр Данилов.

Одна из рекомендаций Министерства образования не перегружать школьников обилием цифр, имен, событий. Однако авторы концепции предлагают запомнить полтысячи имен и свыше 400 дат. В итоге нагрузка на учеников возрастет в четыре раза.

"Для того, чтобы говорить о дисскуссионом характере изучения истории (я имею ввиду дискуссии не на исторические темы, а дискуссии между учителем и учеником), наша позиция: нужно уменьшить количество дидактических единиц примерно на 50%, наполовину, только тогда появится хоть какой-то воздух", – заверяет заместитель директора по научно-методической работе Центра образования №548 "Царицыно" Андрей Иванов.

Историки отмечают: в содержательном плане документ не выдерживает никакой критики. Например, в данной концепции впервые в отечественной практике отсутствует раздел о Великой Отечественной войне. Тема затронута только в общем контексте. Рассказ о военных действиях ограничивается перечнем основных сражений. А Курская битва – и это вызвало особое возмущение – вообще названа "событием на Курской дуге".

"Я предлагаю эпизод – "случай под Курском". Тоже красиво будет звучать", – говорит доктор исторических наук, профессор Игорь Турицын.

В ближайшее время экспертный доклад с оценкой стандарта единого учебника по истории будет разослан в ВУЗы, научно-исследовательские институты, региональные министерства образования. Их предложения учтут при создании альтернативной концепции, которую планируют представить в сентябре. Эксперты считают, что в современном мире просветительская функция учебника по истории отступает на второй план, он должен стать неким навигатором в море информации.

Новости культуры