02.09.2011 | 10:29

"Лоскутная мозаика России" соединяет традиции и современность

Согласно легенде, лоскутное шитье родилось, когда некий мудрец посоветовал несчастной женщине «сшить» заново разбитую жизнь. Но всему виной распространение дешевых фабричных ситцев в начале XIX века. Традиционный домотканый лен русские хозяйки старались использовать по «безотходной технологии». А примерно лет сорок назад работы в технике «пэчворк» заняли место в музеях. Корреспонденты «Новостей культуры» отправились в Музей декоративно-прикладного искусства – на выставку победителей фестиваля-конкурса «Лоскутная мозаика России».

«Квилт» – по-американски, «пэчворк» – по-европейски, лоскутное шитье – по-русски. Речь идет об одной и той же технике создания произведений искусства из ткани. В наше время художники вновь возвращаются к полузабытому народному искусству. Правда, явление это не массовое. Лоскутным шитьем занимаются единицы. Мастера создают авторские костюмы, нарядные сумки, детские игрушки, объекты, картины – все, что позволяет техника «соединения встык». Они даже придумали, так называемый «лоскутный стиль». Вот так выглядит в исполнении московских мастеров одежда с юмористическим названием «Главное, чтоб фартучек сидел».

«Тем самым мне хотелось провести линию между прошлым и настоящим и вдохнуть немножечко в старую тему, в тему фартука, передника, завесы, запона, – говорит художник по костюму Ксения Дмитриева. – Это предмет женского гардероба, который был исторически, он всегда присутствовал в русском костюме. Мне хотелось сделать современные образы».

Современные мастера экспериментируют с материалами. Они не ограничиваются только традиционными, натуральными тканями, такими, как лен и ситец, а используют новые: органзу, паутинки, сетки, люрекс. Появляются новые технологии, возникает необычная фактура. Результат – налицо.

Мастер лоскутного шитья Ольга Милованова показывает свою работу, которая выставлялась во Франции на конкурсе в Марзини, и заняла первое место: «Обычно, таких жестких правил создания работы не существует. Может сначала идти тема, потом ткани, цвет. Может, наоборот. Сначала цвет, потом идея. Ну, это творческий процесс, он непредсказуем».

Народные мастера, как живописцы, подбирают палитру для своих работ. В наше время это делать гораздо сложнее, чем в старину. Тогда был ограничен выбор цветов. Теперь – изобилие красок .

«Теперь, конечно, тканей стало намного больше, больше красителей, больше цветов различных, – говорит мастер лоскутного шитья Марина Мамонова. – Их сочетать намного сложнее стало. В общем, уже перешло просто от какого-то простого рукоделия, от бедности, которая раньше была, теперь уже перешло в совершенно другой разряд. Когда человек занимается самовыражением через свои работы, то есть показывает миру, какой он есть».

Наряду с иконами и русским авангардом, это традиционное искусство тоже российское достояние. Его часто показывают за рубежом. При всей схожести с тем, что делают в лоскутной технике иностранцы, есть и различия.
«Мне кажется, что русским мастерам свойственно меньшая механизация, – считает директор Департамента Международного сотрудничества Министерства культуры РФ Екатерина Селезнева. – Если мы посмотрим на центральное панно, которое кажется даже несколько механическим, приблизившись к нему, мы увидим с удивлением, что оно сделано, соткано, из крошечных треугольников. Его мастер делала девять месяцев. То есть, это – как ребенка выносить».

В отличие от картин, у произведений из ткани есть одно преимущество. Их легко транспортировать. Они не бьются, не трутся, не ломаются. После завершения выставки в Москве многим работам предстоит путешествие по Европе вместе с их создателями, мастерами из Иваново, Суздаля, Владимира, Перми.