08.08.2013 | 09:00

Композиция Веры Мухиной "Требуем мира!" представлена после реставрации

В столичный парк МУЗЕОН вернулась после реставрации скульптурная композиция Веры Мухиной «Требуем мира!» Монументальная группа в первоначальном виде не демонстрировалась более двадцати лет. До 94-го года она находилась близ ВДНХ и в парк искусств попала с серьезными утратами. В 50-е годы прошлого века эта работа, выполненная коллективом авторов, вызвала горячие отклики, и не только в связи с её злободневностью. Говорили о «художественной неравноценности» многофигурной композиции – как следствии «бригадного метода». На обсуждении в Третьяковской галерее и сама Мухина признала: «Эту тему можно было раскрыть сильнее». И все же «Требуем мира!» остаётся одним из самых выразительных символов эпохи. Рассказывают «Новости культуры».

Этот памятник сама Вера Мухина называла «Агитационной скульптурой», воплощенным в бронзе призывом к миру. Шесть человек разных национальностей – мужчины и женщины – идут за взлетающим в небо голубем. Создать такую композицию Мухина решила, узнав о начавшейся войне Корее в 1950 году.

«Когда смотришь на эту скульптуру, ты видишь крик души людей, которые там представлены, которые именно требуют, – рассказывает генеральный директор парка искусств МУЗЕОН Елена Тюняева. – Сама скульптура называется “Требуем мира!”. Не то, что “Давайте жить дружно”, а именно “Требуем мира!”, потому что это была уже крайняя точка».

Памятник – результат коллективного творчества пяти художников. От начала и до конца сама Вера Мухина создала только одну фигуру – корейской женщины с мертвым младенцем на руках. О воплощении этого образа художница размышляла не один год. Скорбь и отчаяние на первых эскизах трансформировались в ярость и волю к борьбе. «Она пойдет в партизаны – здесь о мольбах не может быть и речи», – говорила Мухина о своей героине.

«Вера Мухина испытала все это в Отечественную войну, она понимала, трагедию войны, – говорит научный сотрудник парка искусств МУЗЕОН Константин Плотников. – Она в этой кореянке сконцентрировала свое отношение ко всяческой войне, где бы она ни проходила».

Вера Мухина – ученица продолжателя роденовской школы Эмиля Бруделя, создательница символа советской эпохи – грандиозного монумента «Рабочий и колхозница». Глубокие, экспрессивные работы скульптора вышли далеко за рамки монументальной пропаганды. И, тем не менее, в 90-е годы многих из них постигла судьба штампованных памятников Ленину с провинциальных площадей.

«Весь памятник был сильно руинирован, разделен на фрагменты варварскими методами, была утрачена рука с голубем, у этой же фронтальной фигуры у младенца ножка-ручка отсутствовала, у кореянки у младенца ручка отсутствовала, и отсутствовал палец вот у этой фигуры», – рассказывает реставратор Михаил Татарников.

Из шести скульптур, составляющих композицию, целыми попали в парк МУЗЕОН только три. Фигуры кореянки, солдата-инвалида и женщины с голубем напоминали античные статуи после нашествия варваров. Призывающий к миру монумент рушили не из идейных, а из практических соображений – его хотели сдать в пункт приема цветных металлов.

Утерянные фрагменты скульптур реставраторам пришлось изготавливать заново, по гипсовому оригиналу, сохранившемуся в Русском музее. Для того чтобы новые части не отличались от старых, мастера восстановили фактуру металлов, и даже воссоздали патину, с помощью специальных химических реагентов, которые окисляют бронзу за считанные секунды.

В 50-е годы было создано два одинаковых памятника – один из них установили в Москве, другой – отправили в столицу северной Кореи Пхеньян. Как сложилась судьба второго – не известно. Но за московский вариант композиции «Требуем мира!» теперь можно не волноваться – она станет жемчужиной коллекции спасенных советских памятников парка МУЗЕОН.

Новости культуры