07.08.2013 | 10:20

В Парк искусств МУЗЕОН после реставрации возвращается скульптурная композиция Веры Мухиной

В парке МУЗЕОН сегодня состоится открытие отреставрированной скульптурной композиции «Требуем мира!» Веры Мухиной. Монументальная группа была создана в 50-е годы прошлого века, и до 94 года располагалась в районе ВДНХ. Затем скульптуру отправили в парк искусств, где она простояла почти 20 лет, постепенно разрушаясь. О прошлом и настоящем памятника послевоенной эпохи рассказывают «Новости культуры».

Этот памятник сама Вера Мухина называла «Агитационной скульптурой», воплощенным в бронзе призывом к миру. Шесть человек разных национальностей – мужчины и женщины – идут за взлетающим в небо голубем. Создать такую композицию Мухина решила, узнав о начавшейся войне в Корее в 1950 году.

«Этот памятник является важной вехой в творчестве веры Мухиной, – говорит главный хранитель фондов парка искусств МУЗЕОН Вера Трахтенберг. – Потому что с одной стороны, это своеобразный плакат в скульптуре, он имеет агитационный смысл, идеологический, в то же время он имеет большую историческую и художественную ценность».

Памятник – результат коллективного творчества пяти художников. От начала и до конца сама Вера Мухина создала только одну фигуру – корейской женщины с мертвым младенцем на руках. О воплощении этого образа художница размышляла не один год. Скорбь и отчаяние на первых эскизах трансформировались в ярость и волю к борьбе. «Она пойдет в партизаны – здесь о мольбах не может быть и речи», – говорила Мухина о своей героине. Глубокие, чувственные работы скульптора вышли далеко за рамки монументальной пропаганды. И, тем не менее, в 90-е годы многих из них постигла судьба штампованных Ленинов с провинциальных площадей.

«Весь памятник был сильно руинирован, разделен на фрагменты варварскими методами, – рассказывает реставратор Михаил Татарников. – Была утрачена рука с голубем, у этой же фронтальной фигуры у младенца ножка-ручка отсутствовала, у кореянки у младенца ручка отсутствовала, и отсутствовал палец вот у этой фигуры».

Из шести скульптур, составляющих композицию, целыми попали в парк Музеон только три. Призывающий к миру монумент рушили не из идейных, а из практических соображений – его собирались сдать в «цветной металл».

Утерянные фрагменты скульптур реставраторам пришлось изготавливать заново, по гипсовому оригиналу, сохранившемуся в Русском музее. Для того чтобы новые части не отличались от старых, мастера восстановили фактуру металлов, и даже воссоздали патину, с помощью специальных химических реагентов, которые окисляют бронзу за считанные секунды.

В 50-е годы было создано два одинаковых памятника – один из них установили в Москве, другой – отправили в столицу северной Кореи Пхеньян. Как сложилась судьба второго – не известно. Но за московский вариант композиции «Требуем мира!» можно не волноваться – восстановленную скульптуру ждет долгая жизнь в коллекции спасенных советских памятников парка МУЗЕОН.

Новости культуры