02.09.2011 | 19:37

Денис Мацуев покорил Альпы

Фестиваль классической музыки, прошедший во французском Анси, не только ублажил утонченный слух меломанов со всего мира, но и вызвал восторги самих участников фестиваля. Денис Мацуев пригласил на берег альпийского озера лучших исполнителей и дирижеров. Кстати, художественный руководитель смотра не ограничился только ролью организатора, он и сам выступил сразу в трех концертах. А еще публика рукоплескала Валерию Гергиеву и оркестру Мариинского театра, Юрию Темирканову и музыкантам Петербургской филармонии. Рассказывают «Новости культуры»

Классический и в то же время неформальный. То ли фестиваль создает атмосферу в городе, то ли наоборот. Здесь даже серьезные музыканты могут позволить себе небольшие шалости.

Пианисты Сергей Дрезнин и Анастасия Теренкова перед вечерним концертом решают, что исполнить на бис. Французская публика, хоть и считается одной из самых требовательных в Европе, русских музыкантов со сцены долго не отпускает.

В качестве гримерной используют подвал отеля, в качестве сценической площадки – конференц-холл. Но такой акустике, признаются музыканты, многие специализированные залы позавидовали бы. На фестивале в Анси вообще нет ни одной стандартной площадки. Сергей Дрезнин убежден: это только добавляет эмоций. К необычным местам для выступлений ему не привыкать.

«Я когда работал в Москонцерте, у меня было столько необычных мест. В воинских частях помню: приходишь, пианино – одна октава работает. Но, слава богу, певцы там были рядом, и я на одной октаве умудрялся играть. А где выломаны клавиши, я делал ударные эффекты», – вспоминает Сергей.

Живущие во Франции Дрезнин и Теренкова именно для этого фестиваля готовили премьеру. Впервые звучит увертюра к «Тангейзеру» Вагнера на двух роялях. Автор транскрипции – сам Дрезнин.

«"Тангейзер", увертюра, она не существует, этой обработки вообще нет. Она не написана, она у нас в голове. И мы, в общем-то, друг другу говорим приблизительно, записывая на бумажке, что кто играет. Поэтому даже повторить это, я думаю, достаточно сложно», – признается Анастасия Теренкова.

Самые большие очереди в эти дни собираются у входа в церковь Святой Бернадетты. Именно здесь на открытии выступал Валерий Гергиев, именно здесь Юрий Темирканов дирижирует заключительными концертами. Чайковский, которого много не бывает. Пятая симфония, Первый концерт...

«Экспансия здесь не русская, не французская, не немецкая – экспансия культуры. Не важно, откуда это идет. Сейчас мир слишком маленький, чтобы думать об этом. Важно, что культура сохраняется», – подчеркивает Юрий Темирканов.

Санкт-Петербургский филармонический оркестр и любимец Франции Рено Капюссон впервые выступают вместе. Единственный скрипичный концерт Чайковского и всего несколько часов для репетиций.

«Я жутко волновался, ведь маэстро Темирканов исполнял Чайковского миллионы раз, в отличие от меня. Но когда начинает звучать эта музыка, тебя накрывает волна восторга, и уже ничего не боишься», – заверяет скрипач.

Ничего не бояться – этого девиза придерживается и Денис Мацуев. Публика в Анси уже окрестила его «Покорителем Альп».

«Все потрачено не зря: и время, и силы, и энергия. Потому что, конечно, эта рутина организационная. Она, конечно, и сложна, но она и придает огромное удовольствие во всех отношениях. Потом что ты видишь, как люди меняются», – отмечает он.

Представлять звезд классической музыки на французских берегах Мацуев собирается и впредь. Уже придумывает программу на следующий год.

Организаторы фестиваля признаются: здесь есть только одна проблема: не хватает мест для зрителей в залах, для оркестрантов – на сценических площадках. Но этот вопрос обещают решить уже в следующем году. Хотят проводить концерты прямо под открытым небом. Декорации для выступлений в этой французской Венеции уже готовы.

Читайте также:
Фестиваль классической музыки на берегах озера Анси