06.08.2013 | 19:36

Незапланированный мастер-класс от Никиты Михалкова

Выражение "человек жеста" обычно не употребляется как комплимент. И только для профессионального актера эта похвала, как высшая оценка на экзамене по сценическому движению. Никита Михалков, безусловно, знает толк в искусстве жеста – того самого, артистического. Создав Летнюю киноакадемию, мэтр уверенно возглавил педагогический процесс. Сегодня Никита Сергеевич дал студентам уже второй мастер-класс, посвятив занятие тонкостям актерского ремесла. Рассказывают "Новости культуры".

Этого мастер-класса в расписании не было – буквально накануне стало известно, вторую встречу предложил сам Михалков. Пока его ждали, придумывали вопросы, на экране смотрели, как он сам работает на площадке.

Свое появление Никита Михалков срежиссировал. Вошел точно на счет "три" и сразу же предупредил – сегодня только практика и только техника. Но начал все же с записок Михаила Чехова  почему автор знаменитой книги о технике актера говорил, что слова и румяна омертвляют сцену, и как тогда подходить к новой роли?

"Он говорит так, что психологизм и попытка психологически оценивать и подходить к роли есть огромная ошибка. Казалось бы, сошел дядя с ума, мы-то думали, надо анализировать роль, сидеть, думать", – обращает внимание Никита Сергеевич.

Зачитывать Чехова дальше Михалков не стал, о психологии персонажа не рассказывал, не показывал  вызвал добровольцев на сцену. Руслан Мещанов сначала обрадовался – задание, вроде бы, легкое: показать любой жест рукой. Потом задумался – Михалков под этот жест попросил сказать фразу: "Я вас не знаю". 

Этим же взмахом руки нужно было сказать: "Болит нога", под хлопок в ладоши – поздороваться с мамой, потом под этот же жест отказаться возвращать долг. Получалось не у всех и не сразу – руки существовали отдельно. Михалков объяснял: жесты не оправданы действием, движения не заряжены мыслью. Потом и вовсе спросил, о чем могут говорить мужские и женские туфли. Александр Цитрин на актера учился в Национальном институте драматического искусства Австралии, знаком с разными актерскими школами, но на таком мастер-классе все же впервые. 

"Побыть в этой атмсофере, о которой он сам говорит в других контекстах, но именно в этой атмосфере, которую он создает, нам, участникам этой Академии, это как изысканная пища для всего нашего инструмента", – заверяет он.

Никита Михалков говорил о том, как важно актеру забросить энергию в зал, как потом из зала она снова вернется на сцену. Переставлял туфли, придумывал персонажам биографии и диалоги, заставил по-новому играть в мяч. Каждый бросок словно тот же вопрос без слов, только жестом. Сам давал роли и сам же играл, показывал, как надо держать паузу. 

Когда спросили, о чем он думает сам, когда долго молчит, Михалков все таки не признался. Лишь сказал, что главное правило паузы не бояться ее, и как нужно после нее говорить действительно что-то важное. Его долго не отпускали, забрасывали аплодисментами и вопросами, и уже по традиции полтора часа растянулись почти на три. 

Новости культуры