05.09.2011 | 10:23

В музее Пушкина открылась выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Ломоносова

Он прошел путь от крестьянина-помора до академика. Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель, историк, поэт, просветитель – его грандиозная личность сродни гигантам эпохи Возрождения. А его судьба до сих пор составляет «Тайну русской культуры» – так называется выставка, посвященная 300-летию со дня рождения Ломоносова. Мемориальных вещей почти не сохранилось. Тем интереснее была задача, которую поставили себе сотрудники Государственного музея Пушкина. Рассказывают «Новости культуры».

Собрать экспозицию, интересную для публики, – сегодня значит: прежде всего, придумать увлекательную концепцию.

«Мне всегда казался важным образ корабля для Ломоносова, – рассказывает автор концепции выставки Михаил Одесский. – Он сам сын корабела. Последний проект, над которым он работал – это попытка открыть мореходный путь через Ледовитый океан. Корабль проходит через всю его жизнь. Корабль представлен в его лирике».

В корабле судьбы Ломоносова – три отсека. В первом, поморском, самом темном – всего четыре светильника против ста двадцати восьми, что будут в третьем, имитирующем залу. Самый яркий свет исходит от «Арифметики» Магницкого – первого учебника будущего академика. Мечта музейщиков – автограф 14-летнего Ломоносова в таможенной книге – он расписался за неграмотных архангельских купцов. Чтобы почувствовать поморскую эстетику художник выставки изучал холмогорскую натуру.

«Какие-то найденные приемы, к примеру, связанные с традиционным забором архангельских поморов, которые как угол, направление, дающее остроту, дизайнерскую среду, поворот – они дали некий образный поворот к тому, как с этим можно было поступить. И создается такая околица, от которой он со своим обозом поехал в Москву», – рассказывает художник выставки Александр Конов.

Москва и Петербург. Ломоносов – ученый и поэт. Над высокопарными одами – портреты императоров и государственных мужей. А рядом – рукописные альбомы с малоизвестной любовной лирикой Ломоносова. Талантливый стихотворец еще придумывал театральные празднества и составлял программы фейерверков. А в веке XIX, в эпоху Пушкина, его именем клялись литературные противники: архаисты и члены общества «Арзамас». И те и другие считали себя последователями дела Ломоносова.

«Ломоносов воспринимался Пушкиным как создатель актуальной системы языков культуры, – говорит Дмитрий Ивинский, профессор филологического факультета МГУ. – За пределы которой пушкинское поколение не выходило. Именно Ломоносов закрепил в русской литературе язык европейской символики и эмблематики. Тот язык, на котором основывалась русская поэзия».

На государственном уровне Ломоносова чествуют с середины XIX века. На приеме в день его памяти – тематическое меню: говядина по-марбургски, архангельские рябчики.
Советский Ломоносов – не только патриотический образ кичевых статуэток, тарелок, шкатулок. Это и идеал мистиков, которые видели в его деятельности символы тайного знания. Андрей Белый – приверженец учения антропософов – свой роман «Москва» посвящает архангельскому крестьянину. Его символом выступает Михаил Архангел, вводящий человечество в новую эпоху.

Чтоб попытаться разгадать тайну Ломоносова, нужно пройти этот путь: от темной холмогорской деревни к дворцовому свету. Но и здесь русский гений не поддастся разгадке – он до сих пор по ту сторону зеркала.