05.08.2013 | 12:19

Сергей Соловьев провел мастер-класс в Летней киноакадемии Никиты Михалкова

Занятия в Летней киноакадемии Никиты Михалкова в самом разгаре. Учебная программа включает курсы актерского мастерства, сцен движения, кинодраматургии. Отдельный пункт – мастер-классы мэтров – тех, для кого в режиссуре соединились в одно целое - профессия и жизнь. Но у каждого из них – свой путь, своя история, свой личный опыт, которым на этот раз поделился Сергей Соловьев. Рассказывают «Новости культуры».

Режиссером, актером или художником определенно нужно родиться, считает Сергей Соловьев. Не только практик, но и теоретик – педагог со стажем, опубликовавший более сотни работ по истории и теории кинематографии, он без труда выделяет из студенческой толпы людей по-настоящему талантливых. Шутит, у них во лбу обязательно горит звезда.

«Ко мне однажды поступил на актерский факультет при диком конкурсе один человек, который вообще мне не прочитал ни разу даже стишка, – рассказывает Сергей Соловьев. – Он так делал: ой, что-то я сегодня так дико волнуюсь. И на него было страшно смотреть. Поступил и был очень хорошим студентом».

Нетривиальный подход у Сергея Соловьева не только к отбору студентов, но и к организации занятий. Это даже не лекция – разговор по душам: о состоянии современного кинематографа, о деньгах, о конкуренции на рынке труда. С педагогом можно спорить, шутить, задавать любые вопросы. Есть у Соловьева для студентов и список обязательных к просмотру фильмов. Говорит, начинать надо непременно со сверхсложного кино.

Первый в этом списке – фильм его друга Рустама Хамдамова – «В горах мое сердце». Лента, победившая в схватке за самых умных, продвинутых и начитанных людей своего времени, так отзывается о картине Сергей Соловьев.

Фильм француза Жана Виго – «Аталанта» – из той же категории, одно из самых великих кинематографических откровений. Вершина грации, красоты, ума – по Соловьеву – это картины Антониони, – в них есть дикая бессистемность гения, которой невозможно научиться, но можно заразиться. Самый беспроигрышный вариант для режиссера – считает Соловьев – экранизировать великую классику, например, Брехта. Но есть и другой способ прославиться.

«Вокруг нас огромная страна, наполненная гениальными историями, которые я уже не знаю, Никита Сергеевич не знает, но вы-то их знаете! Вы-то знаете! – говорит режиссер. – Ну, возьмите историю любимого человека. Это же фантастического класса истории, потому что ничего подобного никогда не было и не будет».

Судьбу же Сергея Соловьева в свое время перевернул фильм Михаила Калатозова – «Летят журавли». Не видел бы картины – был бы сейчас моряком-подводником на пенсии, – смеется режиссер. Но после этой ленты – поступил во ВГИК. А выпустив первый фильм, кажется, открыл для себя и секрет профессионального успеха.

«Если чего-то хочешь – обязательно добьешься, – уверен Сергей Соловьев. – Потому что нет другого варианта. Если ты не добиваешься – значит, не очень хотел. Но, действительно, очень хочешь – обязательно добьешься».

Причем успех, по утверждению Сергея Соловьева, зависит вовсе не от кассовых сборов, а от качества аудитории, которую режиссеру удалось в итоге «победить»: чем зритель интеллектуальнее и тоньше, тем лучше картина.

Новости культуры