02.08.2013 | 10:43

В Омском музыкальном театре состоялась премьера оперы по мотивам поэмы Леонида Мартынова

Омский музыкальный театр завершает сезон премьерой оперы «Омский пленник». Автор музыки, композитор Андрей Семёнов и постановщик спектакля, режиссёр Московского художественного театра Николай Скорик определили жанр действа как «музыкальная быль». Поэма Леонида Мартынова, которая легла в основу либретто, создавалась, как принято говорить, «по реальным событиям». Максимально реалистичной решили сделать и сценическую версию. Рассказывают «Новости культуры».

Работу над спектаклем «Омский пленник» режиссер Николай Скорик начал с прогулки по старому Омску. В этом доме когда-то жил поэт Леонид Мартынов. Город на Иртыше был его музой. Омским улочкам, домам и омичам он посвятил все свое творчество. В память о сибирском поэте музыкальный театр подготовил премьеру по мотивам поэмы «Правдивая история об Увенькае».

«Когда это происходит в городе, где родился, где жил и работал этот поэт, то размышляешь, прежде всего, о том, что если бы каждый город России вот так бы к своим землякам бережно относился и восстановил их имена, которые постепенно уходят, то, наверное, мы все сделали бы великое дело», – говорит Николай Скорик.

Подобно Леониду Мартынову, с малейшей точностью писавшему летопись родного края, художники театра несколько месяцев по архивным фотографиям создавали эту 18-метровую декорацию. На ней – Омск позапрошлого столетия. Таким его видел главный герой поэмы Мартынова – юный воспитанник азиатской школы толмачей. Маленького раба насильно увезли из родных мест в город на Иртыше.

«Мальчик этот – толмач, переводчик, он учится в школе переводчиков, – рассказывает исполнитель главной роли Максим Шабанов. – То, что не все они обращают внимание на буквы. Буквы, они, как волшебство, хотя мы не замечаем этого иногда».

О том, что ради этой роли пришлось пожертвовать летними каникулами, юные исполнители не жалеют. В этом спектакле, хоть и незримо, с ними на сцене – Олег Табаков. Специально для омской постановки народный артист записал несколько стихотворений Леонида Мартынова.

Оперу «Омский пленник» по мотивам поэмы Мартынова композитор Андрей Семенов написал в середине девяностых прошлого века. На исполнение новаторской музыки тогда не отважился ни один театр в стране. Музыкальную быль в этом творческом сезоне рискнули поставить в Омске. Для этого оркестр пришлось значительно расширить.

«Блестящая инструментовка, – отмечает главный дирижер Омского музыкального театра Юрий Соснин. – Нам пришлось в оркестре массу задач решать. Современный инструментарий. Необычные приемы письма».

Эксперимент музыкального театра, спустя почти два десятка лет снявшего «с полки» творение Андрея Семенова, композитор оценил лично. Российскую премьеру своей оперы не смог пропустить.

«Она вообще очень многомерная, – считает Андрей Семенов. – В ней есть и исторические моменты. Там реальные события: как было в Омске двести лет назад, что происходило, и декабристы там упоминаются и смерть Пушкина. И вообще, что нас всех объединяет людей: Пушкин нас объединяет, великая культура, человеческая мысль, душа, сердце».

В этой постановке фольклорные зарисовки перекликаются с современной классикой. А поэзия Леонида Мартынова чередуется с лирикой Пушкина. Увлеченный ею воспитанник азиатской школы толмачей обретет свое призвание и навсегда полюбит русскую культуру.

Новости культуры