31.07.2013 | 10:31

В Гааге открылась выставка "Современная российская скульптура"

Культурные связи России и Нидерландов проверены столетиями. В Государственном Эрмитаже хранится крупнейшая коллекция работ Рембрандта и других великих голландцев. Начало собранию положил ещё Петр Первый. В нынешний, перекрёстный год России и Голландии к берегам Северного моря отправилась большая экспозиция современной российской скульптуры. О том, как приняли в Нидерландах актуальное искусство из России – рассказывают «Новости культуры».

Красота пейзажей морского курорта Схевенинген – одного из районов Гааги – не раз заставляла художников браться за кисть. Даже великий Ван Гог испытал здесь приступ вдохновенья. К сожалению, его картина «Вид на море у Схевенингена» несколько лет назад была украдена. В начале 90-х супружеская пара Тео и Лида Схольтен учредили здесь «Музей скульптуры на море». В его коллекции – более тысячи работ известных мастеров актуального искусства. Интересно, что в музее всего пять платных сотрудников и более двухсот волонтеров и добровольных помощников.

«Посетители музея – это, конечно, в первую очередь, голландцы, – говорит искусствовед Дик Лаинсе. – Много детей, людей старшего возраста, а также пенсионеров. Музей проводит очень много курсов и различного рода образовательных программ».

Именно этот музей при поддержке мэрии Гааги взял на себя основную нагрузку по проведению выставки современной русской скульптуры «Россия XXI век». Организатором с российской стороны выступил Государственный центр современного искусства.

Российско-Нидерландским отношениям уже более трехсот лет. Как раз в эти дни истекает очередное столетие наших связей и поэтому мы очень рады, что, что культурная общественность наших стран решила именно таким образом отметить эту дату.

Юрий Аввакумов, Кирилл Александров, Гриша Брускин, Олег Кулик, Айдан Салахова, Ольга и Александр Флоренские, Сергей Шеховцов, Сергей Шутов – вот далеко не полный список имен актуальных художников, чьи работы приехали в Гаагу. Как говорится, что ни фамилия – то имя. В том, как подобрана экспозиция, чувствуется стремление кураторов продемонстрировать две основные тенденции, которые возникли в русском искусстве еще на рубеже 60-х – 70-х прошлого века. Одна линия продолжает поиски русского авангарда, широко признанного в мире. Другая – представляет так сказать адептов движения соц-арт. Для них характерна ироническая интерпретация символов советского времени. Впрочем, есть работы, которые трудно однозначно отнести к какому то из направлений. В инсталляции Дмитрия Цветкова «Ледниковый период» чучела персонажей русских сказок обряжены в шубы и замотаны ожерельями. Название намекает на то, что жизнь в роскоши отнюдь не является знаком общественного прогресса, скорее наоборот.

«Я думаю, что могу говорить от имени всех голландцев. Это очень интересно и хорошо, что эти работы находятся именно здесь, – считает Дик Лаинсе. – Это помогает еще лучше узнать Россию и российских художников и эту часть русской культуры. И ничего, что некоторые работы довольно провокационны. Это искусство, и общество это любит».

Практически все из большого числа посетителей музея впервые встретились с русским актуальным искусством. Тем интересней реакция простых голландцев:

«Это напоминает старые полотна русских мастеров. И еще то, с чем ассоциируется России: с вечном движением вперед, к победам. Здесь об этом сказано просто другими – новыми – средствами».

«Раньше я не видел ничего из русского искусства. Но это оказалось очень интересно. Оно очень своеобразное. И редкая возможность увидеть русское искусство в Нидерландах».

«Я видела раньше только классическое русское искусство – Татлина, Малевича, но это совсем современное искусство и довольно для меня радикальное».

Российское актуальное искусство впервые столь масштабно представлено в Нидерландах. Фактически это дебют. Но несмотря на то, что все скульптуры создавались в разное время и по разным поводам, все они на время проведения выставки стали частью архитектурного облика Гааги

Значительная часть экспонатов российской выставки разместилась под открытым небом, прямо в центре города. Голландцы подолгу задерживались и у композиции «Бриллиантовая идея» Николая Полисского, стояли у колоритных фигур Зураба Церетели и конечно не проходили мимо этих «Ангелов и демонов». И очень символичной оказалась работа Леонида Тишкова «Все выше и выше и выше». Коньки – ассоциируется с Голландией, а сама композиция, ну вылитый «Монумент покорителям космоса» в Москве.

Новости культуры