30.07.2013 | 19:40

В Царском Селе заканчивается реставрация Агатовых комнат Екатерины Великой

В Царском Селе заканчивается реставрация Агатовых комнат Екатерины Великой. Когда в середине XVIII века российская аристократия увлеклась минералогией, императрица и в этом стала первой среди равных. По ее замыслу помещения павильона Холодная баня в Царском Селе были выложены самоцветами и получили название Агатовых комнат. Сегодня это единственные личные апартаменты Екатерины, которые сохранились в первозданном виде, в то время как знаменитая Янтарная комната в Екатерининском дворце – все же новодел. Рассказывают "Новости культуры".

10 лет назад проект реставрации Агатовых комнат спас коллектив царскосельской янтарной мастерской. После окончания работ в Екатерининском дворце казалось, что у специалистов уже никогда не будет задачи, равной по сложности восстановлению знаменитого кабинета.

Янтарная недавно встретила 10-миллионного посетителя, а в другом легендарном комплексе заповедника – Холодной бане Екатерины – завершается расстановка музейных предметов. Возвращения на исторические места ожидает коллекция скульптуры и ваз. Каждая из них восстанавливалась по индивидуальному проекту с применением новых реставрационных методик.

"У вазы была отломана ножка. Это прекрасный шедевр реставрационной мастерской", – отмечает хранитель парковой и интерьерной скульптуры Государственного музея-заповедника "Царское Село" Наталья Лансере.

В XVIII веке поделочный камень для этих ваз добывался на месторождениях Италии, Алтая и Урала. В идеале многочисленные утраты должны восстанавливаться с помощью исторических материалов, в реалиях мастера ищут заменители и соединяют их с природным камнем. 

"Практически надо поехать в Италию, найти это месторождение, но совершенно не факт, что вы попадете в эту структуру, в цвет, в материал", – говорит директор царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

Особенность Агатовых комнат – исключительная насыщенность интерьеров разнообразным декором. Позолота, лепнина, живопись, мраморная облицовка, наборные паркеты и главная изюминка  панели из уральских самоцветов на большей площади стен. Замысел Екатерины казался почти безумным  как можно жить даже в объемной, но, по сути, все-таки в шкатулке с драгоценностями? Шотландец Чарльз Камерон вдохновился этой идеей и, как свойственно большим зодчим, вскоре вырвался за пределы первоначальной сметы. 

Кушкульдинская ленточная, уразовская, орская, мясной агат, восточный хрусталь. Секрет Камерона был в том, чтобы совместить совершено разные по структуре и рисунку каменные пластины так, чтобы они смотрелись единым ансамблем. Наиболее ярко это выразилось в Яшмовом кабинете. Последний штрих восстановления интерьера – установка дверей.

В тяжелом состоянии Яшмовый кабинет пребывал с послевоенного времени. В годы оккупации здесь располагалось немецкое офицерское казино. С момента постройки здание не отапливалось, перепады температур привели к тому, что удерживающая камни мастика с годами потеряла свои свойства.

Неясным пока остается вопрос, каким будет убранство Яшмового кабинета после окончания реставрации? Большую часть истории павильона здесь находилась коллекция столиков Екатерины Великой. Открытия всех семи Агатовых комнат ждут в сентябре.

Новости культуры