06.09.2011 | 11:18

Первый в истории искусства фотомонтаж впервые представлен в Москве

В столичном Центре современного искусства «Гараж» прошло так называемое портфолио-ревю. Почти две с половиной тысячи фотографов прислали свои работы в надежде обсудить их с влиятельными экспертами из международного жюри. Без малого две сотни человек такую возможность получили. А к завершению этого крупномасштабного экспертного смотра была приурочена выставка одной фотографии Оскара Густава Рейландера. Этот снимок 1857 года хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. И в последнюю сотню лет ни разу оттуда не вывозился. Рассказывают «Новости культуры».

Люди с фотоаппаратами рады – в их жизни появилось еще одно место для профессионального общения. Всю прошлую неделю они приходили сюда показывать свои работы друг другу и жюри портфолио-ревю. Важный механизм в карьере современного фотографа для России пока новость. Поэтому член жюри Евгений Березнер сетует, когда на пресс-конференции ему задают вопрос, как из двух с половиной тысяч желающих отобрали 185: «Кому придет в голову задавать вопрос как проходит отбор на кинофестивали или конкурсы музыкантов-исполнителей?»

Фотография – искусство, – настаивает Евгений Березнер. И чтобы осознать это в полной мере к окончанию портфолио -ревю приурочили выставку одной фотографии. Если Боттичелли так выставлять можно, то почему Оскара Густава Рейландера – нельзя? Исторический отпечаток второй половины XIX века экспонирован в кромешной темноте, в пластиковом боксе и под охраной. Но если, кто не рассмотрел – есть каталог.

«Две жизни» Рейландера - первый в истории фотомонтаж. Учитель выпускает в мир двух учеников: один, подозрительно похожий на Оскара Уайльда, встает на путь порока, другой – на путь просвещения.

По мнению историка фотографии Ирины Чмыревой, это – «манифест викторианской Англии в одной фотографии».

Аллегорические сцены изображают науки, искусства и заблуждения. В сценах порока - в роли азартного игрока снят сам фотограф – Оскар Густав Рейландер. Создатель первого в истории фотомонтажа.

«Эта работа состоит из 32 негативов, – рассказывает Ирина Чмырева. – Каждый печатался отдельно на один большой лист».

Чем изобретение Рейландера обернулось в истории уже ХХ века – об этом во втором зале. 150 исторических фотомонтажей: пропаганда и искусство – слайд-шоу на небольших экранах.

Ирина Чмырева и Евгений Березнер – кураторы выставки Рейландера, они же члены жюри портфолио-ревю и кураторы американского фестиваля Fotofest, который проходит ежегодно в Хьюстоне, штат Техас. В 2012-м Хьюстонский Fotofest будет посвящен российской фотографии. Президент фестиваля Фредерик Болдвин приехал в Москву на портфолио-ревю познакомиться с российской фотографией поближе. Его удивило, что узнать его мнение спешили не только 20-летние, но и 70-летние фотографы. Одного из них он отметил особо.

«Я искренне считаю, что альбомы фотографий Михаила Дашевского надо тысячными тиражами выпускать, – говорит Фредерик Болдвин. – Он - настоящий мастер».

Ради таких открытий и проводятся портфолио-ревю. Кого-то из тех, кто принес на смотр свои 20 фотографий, заметили, будут звать на фестивали, издавать, выставлять. И в итоге чью-то работу приобретет музей, как это случилось с фотографией Рейландера «Два пути жизни».