17.09.2012 | 10:59

На Малой сцене Театра имени Пушкина состоялась премьера спектакля "Чужаки"

Открытие нового сезона в Театре имени Пушкина назначено на среду. А вот на Малой сцене он уже начался – причем с премьеры. Художественный руководитель Евгений Писарев максимум внимания собирается уделить именно камерным подмосткам театра, которые когда-то славились своими экспериментальными спектаклями. Начали с постановки «Чужаки» по пьесе американского драматурга Энни Бейкер. Рассказывают «Новости культуры».

Пьесу «Чужаки» молодого американского драматурга Энни Бейкер в театр принесли актеры – Игорь Теплов и Антон Феоктистов. Репетировать с американским режиссером Адрианом Джурджиа начали одновременно с работой над «Талантами и покойниками» по Марку Твену на большой сцене. После гипертрофированно яркого комедийного спектакля камерные, интимные по настрою «Чужаки» стали желанным контрастом.

«Мы как-то чувственно, не головой почувствовали, что там есть какой-то воздух, а Эдриан нам этот воздух до сих пор дает, – рассказывает Игорь Теплов. – Поэтому я бы сейчас не хотел так формулировать, что это прям ребята, которых я знаю. Нет, я не знаю этих ребят. Это опыт Эдриана здесь, это наш опыт. Почему? Ну, потому что хорошая пьеса».

На заднем дворе провинциального американского кафе в Вермонте двое 30-летних лоботрясов прячутся от мира. Играют, на гитаре, пишут роман, претендуют на звание «непризнанных гениев». К ним примыкает закомплексованный юнец, служащий кафе. История – без особых страстей, неожиданных поворотов сюжета или неординарных характеров. История, диагностирующая проблему поколения людей – не только в Америке.

«Мне показалось, что это интересная пьеса, – отмечает художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С.Пушкина Евгений Писарев. – Она не громкая, она не большая, не многонаселенная, не требует каких-то таких постановочных средств, что ли, но при этом она говорит о чем-то важном и необходимом. Мы можем за счет успешных спектаклей на большой сцене, делать здесь экспериментальные новые, рождать новые имена, режиссеров, давать возможность артистам молодым особенно, играть совершенно другое, в другой манере».

Пьесы про кризис 30 есть у каждого поколения, разнятся в основном, обстоятельствами времени. В работе же Энни Бейкер соавторы спектакля – и многие зрители – расслышали чеховские интонации – теплого сострадания к людям.

«Я конечно, обсуждал с драматургом подробности постановки, – говорит режиссер Адриан Джурджиа. – У Энни русские корни, может быть поэтому, интонации, с которыми она описывает американскую жизнь, оказались так созвучны в России. Пьеса об Америке, но в ней так много любви к человеку, и к современным молодым – в частности, что для меня это как раз то, о чем писал Чехов».

Спектакль – сплошь диалог, весь смысл – в словах и между ними. Сложный для театра текст был адаптирован драматургом Михаилом Дурненковым.

«В каком-то смысле она переворачивает наше представление о том, как устроены американские пьесы, – считает драматург Михаил Дурненков. – Это такой «офф», «офф-Бродвей», независимый Бродвей, прибежище авторской мысли».
После спектакля – обсуждение увиденного с публикой. Зал стал лишь немного свободнее. Мнения – полярные: персонажи «Чужаков» – герои, отказывающиеся идти в ногу с толпой – или неудачники, прячущиеся от жизни маргиналы. Перефразируя помянутого Чехова, посыл спектакля, кажется, прост: сегодняшние 30-летние пьют чай с грибами, а в это время рушатся их судьбы.