29.07.2013 | 10:45

На сцене Мариинского театра Левша подковал блоху

Под занавес фестиваля «Звезды белых ночей» в Мариинском театре дали премьеру – оперу «Левша» Родиона Щедрина в постановке Алексея Степанюка. Это произведение композитор написал специально для Новой сцены. Стоит отметить, музыка Родиона Щедрина занимает особое место в репертуаре театра – в Мариинке поставлены его оперы «Мертвые души» и «Очарованный странник», балеты «Анна Каренина» и «Конёк-Горбунок», звучит симфоническая музыка. Премьерным спектаклем дирижировал маэстро Валерий Гергиев. Рассказывают «Новости культуры».

Главная интрига постановки – как будет выглядеть крошечная стальная блоха, которую сначала смастерили английские умельцы, а потом подковал русский Левша. Вместо «мелкоскопа» – так в повести Николая Лескова называется микроскоп – на сцене появляется огромное сооружение, оно поднимается и внизу уже стоит блоха. Такой оптический обман или фокус позволила проделать новая сцена-трансформер.

Блоха у Родиона Щедрина – а именно сам композитор написал либретто – не просто бессловесный персонаж. Она запела! Сначала на английском, а потом, когда попала в руки к Левше – на русском. Весь спектакль – это противопоставление русского и европейского образа жизни. Заложенное еще в первоисточнике – у Лескова.

«Мне кажется, он противопоставляет себя в своей форме бытия – западной форме бытия, – говорит Родион Щедрин. – В этом есть множество прекрасного, но и множество проблем, с которыми мы сталкиваемся можно сказать каждочасно».

И еще одна тема, ставшая ключевой для спектакля – невостребованность гения на Родине. У неграмотного мастерового из Тулы – «золотые руки», только никто не ценит его по человеческому и профессиональному достоинству. Отсюда, наверное, и грусть в его партии.

Как признается тенор Андрей Попов, роль Левши для него – вершина карьеры. Вместе со своим героем он проживает целую жизнь. В образе Левши сосредоточены типичные черты русского человека: самобытная одаренность, смекалка, самоирония и пагубная страсть к алкоголю.

«В начале оперы это молодой парень радуется жизни, всему на свете как ребенок, заканчивается все печально, как со всеми нами, – рассказывает Андрей Попов. – Цикл жизни заканчивается, и когда ты проживаешь это на сцене, это дорого стоит».

Оперу «Левша» Родион Щедрин посвятил художественному руководителю Мариинки. Имя Валерия Гергиева композитор зашифровал в партитуре.

Новости культуры