26.07.2013 | 19:33

Российские кинематографисты прошли процедуру питчинга

В жизнь отечественных кинематографистов входит новое явление – публичная презентация еще не снятых фильмов. Речь идет о тех проектах, которые рассчитывают на государственную поддержку. У авторов, чтобы раскрыть суть будущей картины, всего пять минут. И этот формат многие режиссеры, продюсеры и сценаристы считают очень жестким. Сегодня в Министерстве культуры прошли слушания новых кинопроектов. Рассказывают "Новости культуры".

Здесь все как на экзамене: защита авторами своего проекта, дополнительные вопросы членов комиссии. Выступающие заметно волнуются. 

"Простите, я по бумажке просто прочту, потому что мне очень трудно говорить, я стесняюсь… Это фильм про то, как игра побеждает страх", – начинает режиссер Валерия Гай Германика.

Эта процедура называется питчинг. Во всем мире создатели фильмов именно так ищут инвесторов. В Министерстве культуры теперь таким образом распределяют государственные средства для поддержки кино. У всех выступающих в жанре питчинга сегодня – дебют.

"Я признался им, что для меня это в первый раз. Я немного волнуюсь и не знаю, как тут лавировать и как защищать. Но я сказал, что я люблю и что мне нравится в кинематографе", – признается народный артист РСФСР Сергей Никоненко.

Он задумал фильм по рассказам Шукшина. С писателем был знаком лично. Шутит – самому Василию Макаровичу, который оратором не был, жанр питчинга дался бы не без труда. Во многих странах есть специальные курсы – режиссеров учат грамотно просить деньги. Даже укладываться в одно предложение. Наши кинематографисты, которые прошли школу советских худсоветов, считают, что не стоит представлять замысел на начальном этапе. 

"Проект должен быть уже подготовлен. Это не только сценарий, но и выбранные места для съемок, выбранные актеры и, действительно, как у нас говорят, режиссерская экспликация – в общем-то, видение", – подчеркивает режиссер Юрий Кара

Один из законов жанра питчинга – обязательное присутствие режиссера. Андрей Звягинцев погружен в работу. 1 августа – первый съемочный день. Историю современного Иова снимают на крайнем Севере. Не хотел отрываться от процесса, но прилетел специально для этого выступления.

"Может, это необходимость какая-то возникла во властных кругах. Необходимость быть прозрачными, хотя бы продемонстрировать эту прозрачность. Нам предлагают такие правила игры, мы в них играем. Все это игра, но в самом лучшем смысле, что вся жизнь, все отношения – игра", – отмечает Звягинцев.

До этого года члены экспертного совета знакомились с проектами заочно, голосование проходило за закрытыми дверями, претендентам направлялся письменный ответ. В Минкульте заверяют: одно из преимуществ новой формы – прозрачность в распределении средств. 

"Если вести речь о деньгах, так как все просят разные деньги, а бюджет сильно ограничен, то конкурс, наверное, не меньше 6 – 7 рублей, на 1 рубль имеющийся. В целом, на поддержку авторского кино в этом году министерство выделят примерно 1 миллиард 200 миллионов рублей. 1 Миллиард 162 миллиона, если быть более точным", – поясняет министр культуры Владимир Мединский

Эти деньги распределят между дебютантами, документальными проектами, фильмами для детей и экспериментальным авторским кино.

Новости культуры