06.09.2011 | 19:44

Индустрия роскоши Поля Пуаре в Московском Кремле

Ведущие столичные музеи как будто соревнуются друг с другом, кто больше удивит публику. Публика от такой конкуренции только выигрывает. «Пуаре – король моды» – выставка, которая открывается в Музеях Московского Кремля. Она посвящена реформатору женского платья рубежа XIX – XX веков, который во многом предопределил и развитие современной моды. В формировании экспозиции, отражающей высокое искусство Поля Пуаре, приняли участие Эрмитаж, Парижский городской музей моды, лондонский Музей Виктории и Альберта, Музей парфюмерии в Грасе. Рассказывают «Новости культуры».

Поль Пуаре – человек, который в мире моды делал все впервые. Его личный новый роскошный мир в новом двадцатом веке удивлял всех. Ведь Пуаре придумывал не просто платья и туфельки, он создавал целую индустрию роскоши – единый стиль одежды, обуви, интерьера, став одним из вдохновителей утонченной эпохи ар деко. Первым из знаменитых кутюрье посетил Москву.

«На память об этом путешествии, о русском турне, ему подарили льняную скатерть. Обыкновенную русскую льняную скатерть с вышивкой, а в руках кутюрье она превратилась в роскошное платье», – говорит заведующая отделом выставок Музеев Московского Кремля Виктория Павленко.

В искусстве драпировки и конструирования Пуаре не было равных. Он сочетал несочетаемое. Например, от сезонов Дягилева и индийской живописи с подачи Пуаре вошли в моду брюки-шаровары и тюрбаны с перьями. От греков модельер позаимствовал свободную тунику. Он и сам любил щеголять в такой легкой одежде на вечеринках. Кроме того, Пуаре придумал очень узкую юбку – так, что она создавала аварийные ситуации при выходе из автомобиля, но освобил женщину от корсета, предложив ей взамен роскошные платья простого кроя. В некоторых всего четыре шва.

Часть экспонатов – одежда из гардероба супруги модельера Денизы Пуаре – так и не доехала до Москвы из американского музея «Метрополитен» по причинам юридического характера.

«Нам пришлось делать соврешенно другой проект. Тем не менее, мы постарались представить самые важные этапы творчества Пуаре, дополнив костюмы аксессуарами, духами, фотографиями, различными произведениями графики», – поясняет генеральный диреткор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

Пуаре стал первым кутюрье, кто наладил производство парфюмерии. Это после него были Шанель и остальные, а сейчас без этих дополнений нельзя представить индустрию высокой моды. В 1911 году Пуаре предложил миру первую парфюмерную композицию «Духи Розины», названную так в часть одной из дочерей. Сейчас можно только догадываться, какой ложный многосоставный запах был у них, если уж Пуаре так богато декорировал флаконы.

«В начале ХХ века были открыты новые молекулы: кумарин – сладчайший запах сена, ванилин, дающий запах ванили. Это все немцы открыли, и Поль Пуаре использовал эти ноты, очень сладкие и насыщенные. Они были очень созвучны той эпохе», – замечает главный хранитель Муниципальных музеев Граса Мари Грас (Франция).

Здесь представлены лучшие модели Пуаре – эпоха расцвета его модной империи, известной по обе стороны океана вплоть до 1925 года.

«Поль Пуаре отошел от дел после 1925 года, потому что не мог ассоциировать свое творчество с новыми силуэтами начала ХХ века. Они стали слишком мужскими. И были еще и финансовые трудности», – рассказывает главный хранитель отдела женской одежды первой половины ХХ века Музея Гальере (Франция) Софи Гроссиор.

Пуаре придумывал роскошные образы для Айседоры Дункан, Сары Бернар, Иды Рубинштейн и Маты Хари. Он последний из тех, кто не стал жертвой потребительской и массовой культуры, доказавший всей свой жизнью, что экзотичность платья и любовь к роскоши – это особого рода искусство. 

Читайте также:
«Пуаре – король моды» в Музеях Московского Кремля