07.09.2011 | 09:56

МХТ начинает новый сезон премьерой "Мастера и Маргариты"

Спектаклем «Мастер и Маргарита» открылся новый сезон в МХТ имени Чехова. Первые показы состоялись еще в конце прошлого сезона, они серьезно подогрели интерес публики к постановке. Премьеры ждали, как всегда в России ждут любой версии, экранной или сценической, этого романа Михаила Булгакова – с нетерпением и настороженностью. И с учетом того, что автора с Московским художественным связывали отношения особые, почти мистические. Рассказывают «Новости культуры».

Аннушка, наконец, пролила масло – но не трамвайные пути, а на рельсы метро. Венгерский режиссер Янош Сас перенес действие романа Булгакова в московскую подземку.

Поставить «Мастера и Маргариту» на легендарной сцене МХТ – от такого предложения Олега Табакова Янош Сас отказаться, конечно, не мог. Однажды он уже делал спектакль по этому роману в родной Венгрии, но постановка в Москве для него – чистый лист.

Отринув все, что в романе Булгакова связано с советской эпохой и тоталитарным государством, Сас сосредоточился на истории вечной любви. И вечном непокое настоящего художника. На роль Мастера выбрал Анатолия Белого, Маргариту доверил Наталье Швец.

«Мне кажется, ему удалось рассказать историю этой любви, историю о том, как любовь дает силы таланту побороться со всем миром и рассказать об этой любви, – говорит Олег Табаков. – Он же пишет-то потому, что она его любит. У него есть силы писать, потому что она любит его… В мои 76, мне кажется, что это очень правдивая история».

Правдивую историю Мастера и Маргариты Янош Сас разворачивает в Москве современной. На фоне декораций метро, то ли в силу философских идей, то ли в угоду зрелищу. Сас, недаром режиссер кино и театра, создал киноспектакль – с многочисленными экранами и видеосъемкой в реальном времени.

«Спектакль должен быть понятным, – считает актер Михаил Трухин. – Сегодня, куда ни плюнь, на Тверскую выйдешь – попадешь в Коровьева. Или в Воланда. К сожалению, мы живем в такие времена».

Михаил Трухин образом Коровьева увлечен, но признается, никогда прежде об этой роли не думал. Как и почти все исполнители – никогда не мечтали о героях этого романа. Распределение ролей застало их врасплох.

Анатолий Белый призанется, что никогда не думал о том, что сыграет Мастера. Он искал образ Мастера сообща с режиссером. Разные качества брал от Тарковского, Анатолия Васильева, и даже Петра Мамонова.

«Это люди, которые здесь не нужны – этой стране, – говорит актер. – Которые оказались со своей гениальностью за бортом, собственно, все продолжается. Как в советское время они были не нужны, так они и сейчас не востребованы. Более востребовано искусство упрощенное, попсовое, и усредненное, и удобоваримое, и всем понятное».

Чтобы лучше понять современных москвичей, венгерский режиссер вынужден был просить помощи актеров. В результате у Коровьева – пиджак от «Бербери», а Левий Матвей из юродивого фанатика к концу спектакля превращается в бесстрастного клерка.
Время и режиссеры диктуют свои образы, какие Булгакову и не снились. Он ведь роман писал, а не пьесу.

«Все равно это не указ и России, и всему миру, который продолжает и ставить, и экранизировать, и инсценировать, и ставить то, что предназначено для келейного чтения с глазу на глаз, с книгой, один на один, – говорит актер Дмитрий Назаров. – Почему? Потому что каждая картинка этого произведения, каждый персонаж у каждого возникает очень выпукло, ясно и свой. Поэтому угодить публичным просмотром – невозможно».

«Ваш роман еще принесет вам сюрпризы…» Обещание, данное Воландом Мастеру, также верно в отношении романа самого Булгакова. В разное время, в разных странах, на сценах разных театров «Мастер и Маргарита» продолжает будить наше воображение.