24.07.2013 | 11:14

История государства Российского глазами современников

Как преподавать в школе отечественную историю, в которой до сих пор множество идеологических штампов и полярных точек зрения на одни и те же события? Поручение разработать единую концепцию школьного исторического образования дал президент России. Первый вариант стандартов появился на сайте Министерства образования в начале июля. И сразу же вызвал неоднозначную реакцию – как в профессиональной сфере, так и в обществе. Рассказывают «Новости культуры».

Как основывалось российское государство и к чему привела сталинская национальная политика, была ли Курская битва поворотным сражением Второй мировой? Трудных вопросов нашей истории – десятки. Но не менее проблемной оказывается сама концепция преподавания. Часть ученых, ознакомившись с документом на сайте Министерства образования, его раскритиковала, усмотрев в нем даже плагиат.

«Оригинального текста – ноль, – утверждает президент Научно-исследовательского института истории, экономики и права Игорь Турицын. – Списано у Данилова и Косулиной. Еще из ряда известных учебников и интернет-порталов».

«То, что сейчас вывешено на обсуждение – это достаточно сырой материал, и он действительно похож на обычную программу курса – большого курса истории, – говорит ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров. – Но у нас открытый процесс – туда нельзя не быть не включенным. Сейчас любой гражданин может дать свои замечания».

Настороженность ученых вызывают концептуальные основы документа. К примеру, вырабатывать оценочное отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям у детей, не владеющих фактами и не имеющими опыта – все равно, что вновь устраивать суды над кулаками, буржуями, или другими «неугодными элементами». Так же как познание «истории страны через историю региона» – может привести к разжиганию сепаратизма.

Много вопросов и к содержательной части проекта.

«Младшим школьникам, изучающим Киевскую Русь, предлагается изучить такой аспект – “Политогенез в странах Европы”, – рассказывает Игорь Турицын. – Хорошо, только возраст надо чуть-чуть учесть. Например, о живописи предлагается рассказать до начала XII века. Вот интересно спросить у авторов концепции – они кого назовут из авторов-живописцев до начала XII века? ГУЛАГ в годы войны. Да, это очень важно».

Пока ищут правильные методы для выверенной истории писатель и историк Борис Акунин, словно второй Карамзин, пишет свою «Историю российского государства».

«У него “История государства российского”, у меня – “История российского государства”, потому что у меня не будет карамзинской восторженности и карамзинского штиля, – рассказывает писатель. – Однако, как ни комично это звучит сравнивать себя с Карамзиным, но одно общее точно есть. Карамзин был последний автор, который мог позволить себе один написать всю историю России. После этого история стала наукой, и с тех пор нет ни одного профессионального историка, который может это сделать».

Восемь томов Бориса Акунина охватят период от образования российского государства до большевистской революции 1917 года.

«Как только я объявил, что собираюсь писать историю России, меня сразу, со всех сторон начали одолевать сторонники этой идеи, – рассказывает Борис Акунин. – Одни начали мне говорить: только смотри, чтоб там не было про то, что Россия хуже всех на свете, что у нас всё плохо. Другие – только, пожалуйста, без империализма и национального самовосхваления. Сторонники либеральной идеи стали нам говорить, что сейчас такой момент, что очень важно объяснить читателям, что Россия – страна со старинными демократическими традициями, идущими от новгородского вече. Мне интересно попытаться восстановить, как было на самом деле».

Параллельно с историей государства, богато иллюстрированной, с географическими картами, Борис Акунин планирует выпускать исторические повести, соответствующие времени. Тот, кто увлечется беллетристикой, вероятно, заинтересуется и реальными событиями. Но «История от Акунина», конечно, не заменит школьные учебники.

«Есть необходимость в хорошем учебнике истории с объемным фактическим материалом, продуманным фактическим аппаратом, – считает преподаватель истории Татьяна Жданова. – Такая необходимость есть. В красивом учебнике, для того, чтобы дети увлеклись предметом, в учебнике, в котором будет приложение, желательно мультимедийное, электронное, с дисками».

Проект единой концепции школьного преподавания истории обещают доработать уже осенью. В Российском историческом обществе утверждают, он будет выверен стилистически, лоялен ко всем народностям, проживающим в России, и в нем не будет двойных толкований.

Новости культуры