19.10.2012 | 15:40

"Отелло" в интерпретации Аллы Сигаловой

Отелло или история оклеветанной любви. Известный российский хореограф Алла Сигалова поставила с артистами Латвийской национальной оперы свою версию классической истории о венецианском мавре. Это не первая ее работа с балетной труппой театра. Здесь шли «Дуэты», «Желтое танго», «Болеро». И вот, по приглашению художественного руководителя Национального балета Айварса Лейманиса, Сигалова взялась за новую работу. На главную роль – страстного мавра - пригласили афроамериканского танцора из Граца Сержа Дероша. Рассказывают «Новости культуры».  

В спокойной, неспешной Риге жизнь размерена и предсказуема – здесь каждая балетная премьера – событие. Их не так много – три-четыре за сезон. Театр на границе старого и нового города. Построен на фундаменте военного бастиона. Входит в реестр достопримечательностей – в следующем году отметит 150-летие. «Отелло» Аллы Сигаловой – первая премьера сезона. В Латвийской национальной опере ставит с 96-го. И зал – а это тысяча человек – полон.

«Современный балет, как «Отелло» привлекает свою публику. Тех, кто следит за новыми тенденциями», - рассказывает директор Латвийской оперы Андрейс Жагарс. Серж Дерос из Австрии. Как все претенденты прошел кастинг – бьется над ролью Отелло два месяца – между ним и шекспировским ревнивцем общего мало. Только горячая африканская кровь.

«В жизни я оптимистичная и реалистичная персона. Ревность и злоба находятся в диссонансе с моими жизненными взглядами. Я стараюсь быть позитивным. Моя мама говорила - каждый день это дар. Мне пришлось закопаться глубоко в себя, чтобы найти источник злобы. Вспоминал какие-то моменты из жизни, чтобы вызвать злость и ревность. Это было нелегко», - признается танцовщик Серж Дерош (Австрия).

В девяностых Алла Сигалова ставила «Отелло» - историю пропустила через себя. Не забыла. Возвращалась мысленно к ней все эти годы. Примеряла роль Отелло на разных танцовщиков – знала, надрыв и боль передаст не каждый – историю делала не о предательстве – о любви.

Художник Кристина Пастернака смешала костюмы разных эпох - исторические с современными. Словно говоря, этот Шекспир - вне времени. «Мы старались подойти к форме шекспировского времени. Комзолы объединить с современными жилетами и армейскими сапогами», - говорит художник по костюмам Кристине Пастернака.

Эту армейскую палатку сценограф Андрис Фрейбергс придумал специально под хореографию Сигаловой – знал – от танца отвлекать не будет, но в финале даст нужный эффект. «Знакомый сидел - испугался, хотел, чтобы постепенно начиналась деформация самого сюжета», - объясняет сценограф Андрис Фрейбергс.

Шекспировскую драму Сигалова рассказала на языке современного танца. Под музыку Баха, Яниса Ксенакиса и Авета Тертеряна. Не побоялась – роль Дездемоны отдала Еве Расен – артистке кордебалета. Легкой жизни не обещала – требовала максимальной правды, не только в любви.

Их долго не отпускают со сцены. Минуты признания - самые напряженные и сладкие. Все позади – спектакль начинает собственную жизнь. В проекте два Отелло. Уже в этот вечер Сержа Деросса сменит Алексей Овечкин. Здесь все на контрастах - не только кожи - культуры, менталитета. Такое противостояние - в духе Сигаловой, которая не щадит ни других, ни себя в этой театральной гонке.
Латвийская национальная опера определяет культурную жизнь города с 1863 года. Сейчас это экспериментальная площадка для многих современных хореографов. Премьера «Отелло» тому доказательство. В следующем году труппа едет на гастроли в Большой. А пока постановка Сигаловой - одно из главных событий нового сезона.