19.07.2013 | 12:01

Ранняя графика Оскара Рабина на выставке в столице

Оскар Рабин, начало. В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка ранних работ одного из лидеров отечественного нонконформизма, участника «лианозовской группы», вдохновителя и организатора легендарной «Бульдозерной выставки». Экспозиция приурочена к 85-летию мастера. С «эстетическим паспортом» Оскара Рабина ознакомились корреспонденты «Новостей культуры».

Акцент – на ранней графике Оскара Рабина. Сорок один рисунок. Все выполнены в 50-х –60-х годах. На примере этих работ можно проследить, как вырабатывался фирменный почерк художника. В большинстве уже присутствует рабиновский набор символов – водка, селедка, газеты, бараки, купола. Графику представил коллекционер Александр Кроник. Он собирает нонконформистов, с большинством из них дружит, а вот с Рабиным познакомился недавно.

«Он несгибаемый такой, даже жесткий, – говорит коллекционер Александр Кроник. – Да, он интеллигентный и милый, но в нем есть стержень жесткости».

В жизни Ольги Свибловой Оскар Рабин сыграл одну из ключевых ролей. Именно после того, как она попала на одну из знаменитых квартирных выставок художника, началось ее увлечение неофициальным искусством.

«Я видела селедку, я видела паспорт, и это было так отлично от того, чему я училась, – рассказывает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. – Я ребенок, выросший на Третьяковке и Пушкинском музее, это было так правильно и естественно, и я уже через неделю обошла почти все работы нонконформистов».

Этот странный мир, созданный Оскаром Рабиным, многие не понимают, считают мрачным. Другие же наоборот, видят в нем скорее трагикомичность, иронию. Нонконформиста даже сравнивают с Марком Шагалом, кстати, художник его очень любит. Просто мир Рабина – с темным оттенком. Оттого, некоторые искусствоведы считают его творчество даже не советским поп-артом, чистейшей воды реализмом.

Одна из центральных работ – «Помойка №8». В экспозиции ее живописный и графический варианты. В советской прессе картину ругали , назвали мрачным, грязным и шизофреническим полотном. После знаменитой бульдозерной выставки, на которой Рабин, в знак протеста, бросился на ковш бульдозера, советские власти развернули настоящую травлю. Вскоре лишили художника гражданства и попросили покинуть родину.

Все эти годы Рабин живет во Франции, там его окрестили « Солженицыным в живописи». Паспорт нашей страны художнику несколько лет назад снова вручили. Но в России он бывает нечасто. На открытие выставки тоже не приехал – испугался московской жары. Но пообещал, что обязательно приедет в свой самый любимый город осенью, чтобы закрывать выставку.

Новости культуры