18.07.2013 | 11:29

Кукольные изображения русских монархов - на выставке в Архангельском

В музее-усадьбе «Архангельское» открылась выставка, в центре внимания которой совсем не детские игры. Кукольные изображения русских монархов и их ближайшего окружения собраны здесь в честь празднования 400-летия династии Романовых. Это 57 фарфоровых скульптур, большинство из которых – работы знаменитой художницы Олины Вентцель. Одними из первых в высший кукольный свет были  допущены  «Новости культуры». 

Последний российский император, императрица, великие княжны, цесаревич. Именно с них художник театра и кино, мэтр музейной куклы - Олина Вентцель - начала создавать эту коллекцию фарфоровых скульптур. Художника взволновала трагедия императорской семьи. Здесь они словно позируют для фотографии.

«Она не делала чистые скульптуры или не делала чистую куклу, она очень красивый узнаваемый образ. И куклы имеют яркие черты, которые отличают её искусство от искусства других художников: особая пластика лица, пластика рук», - рассказывает искусствовед музея кукол «Галерея Анастасия Чижовой» Елена Егорова.

Своей рукой Николай Второй расписался в гостевой книге Архангельского. В этой усадьбе бывали многие из представителей его рода, а потому неслучайно выставка проходит именно здесь.

«Вот здесь, я сейчас постараюсь открыть эту страницу. Вот, посмотрите, 1 июня 1896 года расписался Николай Второй, члены его семьи и сопровождающие его лица», - показывает генеральный директор Архангельского Андрей Бусыгин.

Его предшественница – императрица Елизавета Алексеевна - здесь в платье из старинного шёлка. Для этой скульптуры его специально привезли из Франции. Ткань настолько хрупкая, что повредить её можно даже лёгким прикосновением. Работу художников можно назвать ювелирной. В русской рубахе, плаще и вышитых сапогах – Владимир Красное Солнышко. Организаторы экспозиции хоть и посвятили выставку 400-летию Дома Романовых, но посчитали необходимым представить здесь и более ранних правителей земли русской.

«В государстве российском был не на пустом месте. Много сотен лет наши с вами предки создавали это государство – Киевскую Русь, Московию, как же не рассказать об этом», - говорит куратор выставки, генеральный директор музея куклы «Галерея Анастасии Чижовой» Александр Генкин.

На создание одной такой куклы уходит от 4 месяцев до года, но прежде - работа исследовательская. Художники изучают архивные материалы, образцы тканей и костюмов тех времён, чтобы получить максимум информации об историческом персонаже.

Организаторы не претендуют на полную историческую достоверность. Образ Княгини Ольги, к примеру, собирательный. Его создавали на основе фресок, картин. Княгиня Ольга в костюме, сшитом под сильным влиянием византийской моды того времени, но всё же с русскими чертами. Меховая шапка, жемчужные рясны - как в русском костюме, зарукавья, расшитые жемчугом, ну а в руках, конечно, крест.

Скульптуры правителей древнерусского государства, а также Петра Столыпина, Петра Второго, Ивана Третьего дополнили экспозицию, которую уже видели в Антверпене и в Санкт-Петербурге. Организаторы отмечают, они представляют на выставке не просто русских монархов – целую эпоху. А потому здесь не только сами правители, но их ближайшее окружение. Рядом с патриархом Филаретом и своим будущим сыном Алексеем Михайловичем, юноша, который готовится вступить на престол. Это Михаил Фёдорович - первый царь из династии Романовых.


Новости культуры