19.07.2013 | 12:12

В доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка "Случай Маяковского"

О Маяковском сегодня будут говорить на разных площадках. В их числе – и столичный культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой». Здесь открылась новая экспозиция – «Случай Маяковского». Выставка представляет иллюстрации художника Валерия Мишина к новому изданию стихов поэта. В сборник вошли стихотворения и поэмы дореволюционного периода. Рассказывают «Новости культуры».

Иллюстрировать поэзию Маяковского – задача не из простых. Поэт и сам «окартинивал» многие свои произведения. Впрочем, художник Валерий Мишин соперничать с Маяковским не собирался. Любовь к поэзии футуристов Мишину привил его педагог по Свердловскому художественному училищу – Павел Хожателев.

«Павел Петрович Хожателев – это один из малых футуристов, известен в истории тем, что вместе с Маяковским и Каменским они провели почти целый год в Самаре, когда поехали на выставку Бурлюка, которая была в Самаре», – рассказывает художник.

В фокусе внимания художника оказались стихотворения и поэмы раннего – «футуристического периода». По словам Пастернака, после революции «поэзию Маяковского вводили, как картошку», но публиковали лишь идеологически выдержанные произведения. В то время как дореволюционные стихи почти не печатались.

«Я хорошо это помню, запрещали называть Маяковского футуристом, и вообще футуристы – это были такие негодяи-антисоветчики, – рассказывает поэт, президент международной академии русского стиха Слава Лён. – Это такие контрреволюционеры, о которых даже говорить было нельзя. Поэтому при Советской власти Маяковский был после 1918 года, а сейчас его ревнители пытаются говорить: “Вот был великий поэт до 18 года”».

«Хорошее отношение к лошадям», «Адище города», «Лиличка» – эти рисунки не дословные иллюстрации, а, скорее, «размышления на тему». Здесь есть и стилизации под работы авангардистов 20-х годов, и аллюзии на работы Шагала, и даже анахронизмы.

«Здесь стихи, включая 18-й год, а я нарушил хронологию, – признается Валерий Мишин. – Я сделал иллюстрацию, она довольно спорна, мне кажется, одна из лучших. Лиля садится в автомобиль. Автомобиль Маяковский купил уже в 30-е годы, уже когда Совдеп ему помог. Но мечтал-то он в 14-м или 16-м году. И это осуществилась мечта. Я как бы сдвинул два временных полюса и сделал одну иллюстрацию».

Эффектным дополнением к выставке графики стали 20 коллажей, собранных из фотографий Маяковского и Лили Брик и строчек из стихотворений. У Мишина получилось объединить поэзию и рисунок – то, к чему стремились футуристы начала ХХ века и сам Маяковский.

Новости культуры