16.07.2013 | 20:04

Работы Джейн МакАдам Фрейд на выставке в Москве

Если верно, что на детях великих природа отдыхает, то династия Фрейдов сделала всё, чтобы не позволить ей расслабиться. Но как прикажете быть, когда твой прадед – основатель школы психоанализа, а отец – классик современного искусства? Джейн МакАдам Фрейд, правнучка Зигмунда Фрейда и дочь Люсьена Фрейда, также реализует семейные наклонности в художественном творчестве, но с чисто женским вниманием к мелочам. Медали её работы хранятся в лучших собраниях Европы. Теперь увидеть их можно и в Москве, в Музее изобразительных искусств. Рассказывают «Новости культуры».

В России Джейн МакАдам Фрейд не впервые – в 2011-м в Санкт Петербурге в Музее сновидений Зигмунда Фрейда прошла ее ретроспективная выставка. На ней показывали видеоарт и графику художника. В Пушкинском, обладателе одной из крупнейших коллекций нумизматики в России, показать решили только ее медали, всего 21 работу. Их отбирала сама Джейн, и хотя ни на одной из них нет изображения легендарного прадедушки, все медали посвящены ему.

«Все эти работы отражают психоанализ Фрейда, – рассказывает Джейн МакАдам Фрейд. – Медаль как нельзя лучше подходит в качестве своеобразной метафоры учения. У медали две стороны – это те дуали, с которыми работал мой прадед, и есть середина –это наше бессознательное».

Еще один человек, который оказал влияние на художника – американская писательница русского происхождения Айн Рэйд. Ее философская идея, о том что нравственная цель каждого человека – стремление к собственному счастью, лежит в основе выставки. Одним из примеров личности , достигшей цели-то есть счастья - Джейн считает своего отца – Люсьена Фрейда, одного из самых известных, востребованных и дорогих художников ХХ века. Ему Джейн вручила сразу две медали. На одну меньше- у Пикассо. Выполненная в 80-х, одна из первых и самых главных. Медаль, за которую сама Джейн получила медаль от Королевского общества искусств.

«Медали – это здорово, еще много людей, которым я бы их вручила, – говорит художница. – Ну, например, Йоко Оно. Сильная женщина, на которую несправедливо навешивают такое количество ярлыков и приписывают столько грехов. Что ж, это удел большинства жен великих».

Медали Джейн Мак-Адам Фрейд по форме и подаче больше близки к скульптуре. Их и экспонируют также - каждую по отдельности , чтобы можно было рассмотреть обе ее стороны. Работа «Для нас и для них» изображает яблоко, целое, как символ Нью-Йорка, половину – как отражение Европы. Не только медали, но и их название –объект для метафорических и символических интерпретаций.

«Названия вещей очень точны и, вместе с тем, очень сложны для перевода, – отмечает куратор выставки Юлия Краснобаева. – И вот, например, для нас и для них – это “us and them”, и, с одной стороны, это “мы и они”, но тут важно подчеркнуть, что это не только мы и они, а что эта разница между нами и ими, и она появляется в том, что и для нас и для них является тот или иной символ».

В новом ракурсе и в новых формах Джейн МакАдам Фрейд продолжает исследовать то, чему ее прадед посвятил жизнь: анализу сложного внутреннего мира человека. Художник фокусирует внимание на теме интерпретации: субъективное видение – источник непонимания и сложности человеческих отношений. Но не противоречит ли это главной идее выставки, о том, что каждый человек должен заботиться только о своем счастье и не слишком думать о других? Дуализм – это в духе семейства Фрейдов.

Новости культуры