27.02.2012 | 17:01

Бабий век. Женщины, изменившие мир

В преддверии Международного женского дня на телеканале «Россия-Культура» – премьерный показ документального сериала «Бабий век» (27 февраля - 1 марта, 23:00) о судьбах женщин, определивших лицо XX века.

За великими победами в мире мужчин всегда проступали тени великих женщин. До ХХ века женщины оказывали лишь закулисное влияние на ход исторического развития, в начале нового века они вышли на первый план, проявляя себя в областях, которые традиционно отождествлялись с мужчинами. Женщины изменили новое время, заявив о себе как мощная сила, стремительно ворвавшаяся в социально-культурную жизнь. Сериал «Бабий век» посвящён исключительным и выдающимся женщинам, которые имели смелость выйти за рамки отведённой им роли, доказав своё право быть личностями, сохраняя при этом всю свою женственность. Героинями цикла ранее становились известные актрисы, психоаналитики, философы, физики, феминистки и анархистки.

В премьерных выпусках программы «Бабий век» (27 февраля – 1 марта, 23:00) на авансцену выйдут женщины-политики, модельеры, скульпторы и разведчицы. В фильме использованы материалы Российского государственного архива кинофотодокументов, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино; фрагменты кинохроники архива Рика Прелинждера, в котором собраны около 48 тысяч фильмов, вышедших с 1903 года; Библиотеки Конгресса США.

Жизнь от кутюр. Эльза Скиапарелли и Надежда Ламанова
В Париже 20-х годов правил сюрреализм, шокирующий публику стремлением взорвать обыденную действительность с помощью странных, будоражащих сознание образов. Сальвадор Дали, Андре Бретон, Жан Кокто, Луис Бунюэль. Основателем сюрреалистического направления в моде стала Эльза Скиапарелли. «Вы одеваетесь в стиле моих картин», – сказал Сальвадор Дали, впервые увидев Эльзу Скиапарелли. «Нет, это вы пишите картины в стиле моих платьев», – отрезала эпатажный модельер. Экстравагантную итальянку в Париже звали просто Скиап, а для всего остального мира она – «Шокирующая Эльза», законодательница Парижской моды 30-х годов. Она приехала покорять Париж без денег, без профессии; на руках – маленькая больная дочь. Позади – Рим, Лондон, Нью-Йорк и неудачный брак. Она не умела шить, зато могла придумывать. И не всегда это были шокирующие шляпа-туфля или платье, расшитое объёмным скелетом. Именно ей современные модницы обязаны застёжкой-молнией, накладными плечами и раздельным купальником. Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что свою биографию Скиапарелли назвала «Моя шокирующая жизнь».
Надежда Ламанова – гений русского кутюра и одна из любимых модельеров-портних императриц Марии Фёдоровны и Александры Федоровны. В начале ХХ века её имя было знакомо в России каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова». В 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже коллекция платьев Надежды Ламановой из мешковины, с бусами из хлебного мякиша соперничала с коллекциями лучших французских домов моды. В её туалетах дефилировали Лиля Брик и её сестра Эльза Триоле. Ламанова получила Гран-при за костюм, созданный по мотивам народного творчества, обогнав королей моды Коко Шанель и Поля Пуаре. От коллекции модельера осталось 14 платьев, которые хранятся в Эрмитаже.

Принцесса и крестьянка. Зоя Воскресенская и Йоcико Кавасима
Биографии этих женщин, похожие на сюжет шпионского триллера, долго оставались тайной.
1992 год, Москва. Известная писательница Зоя Воскресенская смертельно больна. Её книги про Ленина для детей и юношества изданы огромными тиражами – более 21 миллиона экземпляров. Она лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола. В больнице Зоя Ивановна начинает работать над своей новой, последней книгой. «Теперь я могу сказать правду», – написала она на титульном листе. Зоя Ивановна Воскресенская–Рыбкина, она же Ярцева, она же Ирина. Она – полковник советской внешней разведки, в которой проработала 25 лет. Более того, она входила в её элиту, работала в резидентуре многих стран и провела десятки блестящих операций. Но вся страна знала её как детскую писательницу Зою Воскресенскую.
Йосико Кавасима - одна из 14 урождённых принцесс последнего имперского дома Манчжурии, популярная певица, подполковник японской разведки, командир карательного отряда – это всё один и тот же человек. Ее называли «восточный бриллиант», «красавица в мужских костюмах», «японская Мата Харри» и «лисица Кицунэ». Когда династия рухнула, девочку удочерил японский торговец, авантюрист и резидент Японской Императорской разведки Нанива Кавасима, он дал ей имя и свою фамилию. С этого момента жизнь Йосико становится похожа на сюжет шпионского фильма. В Японии ее считали национальной героиней, в Китае – предателем. Кавасима по официальной версии была казнена 25 марта 1948 года под китайским именем Цзинь Бихуэй. Спустя полвека, в 2004 году, в Токио умер человек, который в молодости служил в полицейском управлении Манчжурии. Перед смертью он рассказал журналистам, что в тот день была казнена совсем другая женщина…

Богини власти. Индира Ганди и Эва Перон
После того как бывшая колония Британской империи – Индия - обрела независимость, первое национальное правительство страны возглавил Джавахарлал Неру. Рядом с ним его 13-летняя дочь Индира. Она хочет участвовать в строительстве новой Индии – сильной, богатой, светской. Индира Ганди вошла в историю своей страны как первая женщина, возглавившая правительство. Вся её жизнь тесно сплелась с жизнью Индии. «Нет пути к свободе, потому что свобода – это и есть путь», – говорила Ганди. Её правление было отнюдь не безоблачным – расколы в партии, конфликты на религиозной почве, военные столкновения с Пакистаном. В 1984 году Индира Ганди была убита телохранителями из своей охраны.
Народная любовь окружала премьер-министра Индии с детства; жене аргентинского президента-диктатора Эве Перон эту любовь пришлось завоёвывать. Мария Эва Дуарте приобрела известность как вторая супруга Хуана Доминго Перона, который трижды занимал пост главы государства. Именно она сыграла существенную роль в проведении политики своего мужа. В конце 40-х годов прошлого века 20-летняя Эвита, как её называли в народе, даже совершила тур в Европу, целью которого была популяризация и пропаганда режима её мужа. Жена полковника Перона оказалась превосходным оратором. Генерал Франко вручил ей орден, а Папа Римский уделил время для продолжительной беседы с ней. Вскоре она уже наравне с мужем обращалась к рабочим с балкона президентского дворца. Эвита возглавляла женскую перонистскую организацию, а её благотворительная деятельность обеспечила ей огромную популярность среди масс. Незадолго до смерти (Эва Перон умерла в возрасте 33 лет от рака) аргентинский конгресс присвоил ей титул «Духовный лидер нации».

Гримасы судьбы. Луиза Буржуа и Вера Мухина
Долгое время художник, график и скульптор Луиза Буржуа была известна лишь узкому кругу специалистов. Известность пришла к ней в том возрасте (70 лет), когда на неё уже практически не рассчитывают. Фигура Буржуа как художника оказалась настолько значительной, что в начале XXI века арт-критики признали её не только самым влиятельным художником современного искусства, но и специально для неё придумали новое течение – «исповедальное искусство». В творчестве Буржуа можно встретить все главные направления ХХ века: кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм, абстракционизм. Буржуа выбрала путь первопроходца – она была первой в своём поколении женщин-художников, бросившей вызов маскулинности и сексизму художественных кругов своего времени. Но прославилась американская художница, создав целую серию гигантских пауков из железа и мрамора, которую она назвала «Maman».
Первопроходцем была и советский скульптор Вера Мухина. Она получила пять Сталинских премий, не сделав при этом ни одного бюста вождя народов; она проложила дорогу советскому монументализму и даже стала его символом, но при этом большая часть её творений осталась лишь в виде эскизов на бумаге. Ни одной персональной выставки, ни одной масштабной работы после «Рабочего и колхозницы», созданной для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, где произвела настоящий фурор и удостоила своего создателя Гран-при. В её жизни были болезни, неотапливаемые мастерские, аресты и ссылка любимого мужа, интриги и доносы злопыхателей, жгучая обида невостребованного таланта и одиночество… В памяти соотечественников она так и осталась автором всего одной скульптуры. И мало кто сегодня помнит, что Вера Мухина автор памятника Петру Ильичу Чайковскому перед зданием Консерватории в Москве, создатель театральных декораций, и конфетных этикеток, моделей одежды и чертежей будущих стеклянных шедевров. Среди них – один из символов советской эпохи – гранёный стакан.

Пресс-служба телеканала "Россия - Культура"