08.09.2011 | 11:11

Выставочный проект "Невозможное сообщество" преподносит все новые сюрпризы

В московском музее современного искусства обосновалось «Невозможное сообщество». Так названа интерактивная выставка, цель которой соединить несоединимое – индивидуальность и массовость. Этот проект вырос из идеи персональной выставки группы ESCAPE, участники которой решили все же не ограничиваться рамками собственной группы. Ведь их цель – заставить почувствовать, что наше общество - это единство огромного количества неповторимых групп. Достичь этого пытаются 35 российских и зарубежных художников. Рассказывают «Новости культуры».

Среди видеоперформансов, представленных на выставке, попытка визуализации противоречивого характера коллективного творчества. Четыре человека поют каждый свою песню: украинскую народную, советскую, рок и молитву. Но их не слышно. Саундтрек – шум публики, занимающий зрительные места в зале, а после – овации.

Мундштук саксофона Константина Аджера лишен трости, электроинструменты не подключены к источнику питания. Но по мимике и жестам понятно, что музыканты играют в настоящем ансамбле. Оказывается, для того, чтобы импровизировать – вовсе не обязательно извлекать звуки.

«Я слышу внутри музыку, чувствую, пытаюсь передать, в данном случае мы пытаемся еще активировать эту внутреннюю музыку у зрителя, который на нас смотрит и себе могут представить, ну как бы завести свою пластинку», - рассказывает художник Константин Аджер.

Идея создать «живую скульптуру», изображающую беременную женщину с кирпичами в руках появилась неслучайно – ее художнице из Нидерландов Жанн ван Хесвейк подсказали москвичи. Побывав здесь год назад, она побеседовала с некоторыми из горожан. А теперь эти живые статуи появились на московских улицах – напротив министерств, ответственных за те или иные проблемы жителей города.

«Мои скульптуры – все они о проблемах, которые волнуют людей, – говорит художница. – Например, самые актуальные сейчас – это пособия для беременных, низкая зарплата педагогов и защита леса. Именно поэтому такие сюжеты и у моих скульптур».

«Панораму Европы» посетителям предложено изучать с помощью телескопа, «Горькую пилюлю», бережно созданную скульптором Борисом Орловым из жеваных денежных купюр, – через стекло. «Удачный день» – это просто все вещи, которые были приобретены художником у уличного торговца разом. Каждый проект на выставке говорит о какой-то возможности.

«Эта выставка вообще о коммуникации – о возможности коммуницировать между людьми, о возможности людей быть вместе, – объясняет куратор проекта Виктор Мизиано. – Поэтому естественно, если выставка выбрала такую тему, то она рассчитывает, что она тоже вызовет реакцию, с ней тоже вступят в коммуникацию».

В отдельном зале – проект Евгения Фикса из Нью-Йорка «19 миллионов». Это серия портретов людей, которые к началу Перестройки были членами КПСС. Они созданы не художником, а разными людьми, которые вызвались принять участие в выставке. Каждый должен был создать одну работу в любой технике, образ реального человека, который состоял в партии. На сегодняшний день у Фикса более сотни портретов, но автор надеется собрать все 19 миллионов. Возможно ли это? В «Невозможном сообществе» возможно все.