15.07.2013 | 15:55

Эрмитаж представляет картины великих итальянских мастеров

В названии выставки в Эрмитаже рядом с именами великих Караваджо и Гверчино стоит имя Дениса Маона. Это дань памяти и уважения искусствоведу и собирателю, крупнейшему знатоку искусства XVII столетия сэру Маону. Открывшаяся экспозиция – воплощение замысла самого коллекционера. Он мечтал объединить в одной выставке самые любимые картины и полотна из собственного собрания. В итоге в Петербурге выставлено не так много работ – всего 30. Но каждая – настоящая жемчужина, с собственной историей. Рассказывают «Новости культуры». 

Эта выставка для гурманов. Здесь всего несколько признанных шедевров Караваджо, а все остальное - картины художников его круга, которые привезли из шести итальянских музеев. По мнению искусствоведов, эти работы незаслуженно забыты. Есть здесь и спорные картины, как, например, эрмитажный Вакх.

Полотна без авторства, за атрибуцию которых десятилетиями борются специалисты, - это очень увлекательно. Писал «Вакха» Караваджо или нет? Его ли кисти принадлежит полотно «Мучения Святого Петра»? Зрителю предлагается поучаствовать в вечном споре, который ведут специалисты и любители. К сожалению, все технические способы экспертизы, в том числе рентгенологические, в этом вопросе бессильны. Они лишь доказывают, что это время и ближайшее окружение знаменитого Караваджо. Но у него было столько подражателей. Михаил Пиотровский приводит в пример полотно «Зубодеры» из Палаццо Питти во Флоренции.

Редкий случай. Выставка итальянцев в Эрмитаже посвящена не блистательным живописцам XVII века, а современному искусствоведу, англичанину сэру Денису Маону, который их изучал. Он находил неизвестные картины, покупал за бесценок, доказывал, что это шедевры, а затем дарил музеям Италии и Великобритании. Так он сделал имя яркому представителю болонской школы Гверчино. В Эрмитаже его картина «Вознесение Марии» всегда находилось под потолком, а на выставке стало одним из главных экспонатов. Денис Маон вернул славу и Караваджо. Обратил внимание современного зрителя на игру контрастов света и тени и уникальную реалистичность. Эта живопись повлияла на Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. Впрочем, зрителей привлекает не только Караваджо, но и его жизнь, которая напоминает приключенческий роман.

Грандиозная выставка «От Гверчино до Караваджо. Сэр Денис Маон и итальянское искусство XVII века" - дар Эрмитажа к встрече большой двадцатки. В гербовом зале в сентябре ожидают высоких гостей, а в июле и августе всех остальных посетителей музея.
 

Новости культуры