25.01.2011 | 18:12

Архангельские "Письма из провинции" (МК в Архангельске)

Съёмки о нашем городе телегруппа канала «Культура» завершила в ресторане «Боброфф». Беседа с мэтром телеканала «Культура», журналистом Ольгой Байдиной. Санкт Петербург, специально для «МК в Архангельске».

Я окончила 22-ю школу в 72-м году. В девятом классе случайно попала на Архангельское телевидение. Это было так интересно! Все началось с впечатлений от пионерского лагеря «Орленок», впервые ездила туда в 68 году – время романтики, оттепель. Потом писала сценарии для передач о старшеклассниках и даже вела в живом эфире. На студии работали Клара Крупина и Яна Вишнякова. Чем-то им приглянулась. И телевидением, естественно, «заболела».
Дом, в котором мы жили на Поморской, на удивление до сих пор стоит, хотя постоянно собирались сносить. Уже и со свай сходил, а в нем по-прежнему живут люди. Там же очень холодно! Но я этот дом, конечно, люблю. И печки, и деревянные мостовые тоже. Школа рядом, поэтому мы с одноклассниками часто собирались в нашем доме, еще долго дружили после окончания школы.

Папа работал в Северном морском пароходстве, ходил в море старшим механиком, потом курировал строительство судов для пароходства в Польше и в Англии. В общем, морская душа. Какие суда стояли в те годы на рейде Архангельска!

Мама – врач, ларинголог, больше сорока лет лечила архангелогородцев во второй городской поликлинике. С ней невозможно было ходить по городу – все останавливали, радостно здоровались, а потом рассказывали про свои уши, горло и носы.

После школы я, с рекомендациями от Архангельского телевидения, непонятно почему абсолютно уверенная, что иначе и быть не может, сходу поступила в Ленинградский университет. Факультет журналистики тогда проживал на Университетской набережной, поэтому все выставки в Эрмитаже были «нашими», это же через мост. С нами учились чешские ребята. Видимо, их воспитывали после событий 68-года…

Нам повезло – журфак жил по соседству с факультетом филологии и главным зданием, лекции читали филфаковские преподаватели. По ночам мы зачитывались «Мастером и Маргаритой» Булгакова в каком-то странном издании архиепископа Сан-Францисского…

Летом меня отправили на практику в газету «Ленинская смена на студенческой стройке», в Казахстан. А потом показали Ленинградское телевидение. То были времена, когда в Ленинграде гремела молодежная редакция «Горизонт». Уже появлялись первые выпуски знаменитого еженедельного обозрения «Монитор». Каждый сюжет выглядел как маленький фильм. Интересно было так, что домой из телестудии уходить не хотелось. На «летучках» обсуждали каждый сюжет. И если я, практикантка, вдруг выдавала интересную фразу, находила образ, замечали. По-настоящему там я и поняла, как можно писать для телевидения.

Вообще-то советское телевидение было «кондовое», пропаганды хоть отбавляй, но молодежке разрешали хулиганить. «Монитор» говорил на своем языке, его ждали зрители. А через несколько лет мои коллеги собрались и придумали программу «Пятое колесо». Что такое «Пятое колесо», многие, наверное, помнят – коллеги у меня были очень сильные. В «Колесе» впервые появились на экране Андрей Сахаров, Александр Сокуров. Наша команда открывала архивы КГБ, посвящала передачи запрещенным и непонятным в брежневские времена Малевичу, Галичу, Мандельштаму…

А вдохновителем и руководителем была Бэлла Куркова. Мы и теперь работаем под ее руководством.
Как только появилось российское телевидение, «Пятое колесо» туда перекатилось и скрылось от Ленинградского обкома. В 91-м году мы с режиссером Наталией Гомилевской сняли большую полуторачасовую программу об Архангельске. Олег Попцов, который тогда возглавлял РТР, заметил ее, предложил название «Провинциальные письма». Провинция-то – вся Россия. А телепередачи тогда в основном уже делали по московским и ленинградским материалам. С тех пор я начала ездить. Из командировки в командировку. Потом сложилась и команда. Программа меняла название, формат, но по-прежнему это была форточка на канале «Россия» для передач о жизни «немосквы». Снимала в Иркутске, на Камчатке, во Владивостоке, на Северном полюсе, в Рязанской и Калужской областях.

Одна из моих передач, «Примус», получила медаль канала Россия «Золотой Пегас», недавно программу «Имя на карте» о путешественнике и ученом Владимире Арсеньеве, которую мы сняли с режиссером Михаилом Трофимовым в Приморском крае, наградили на российском фестивале «Берега».

Теперь цикл называется «Письма из провинции» и идет на канале «Культура». Да, на канале «Культура» мы оказались сразу, как только он появился. Но первым-то героем «Писем» был Архангельск! Архангельск 91-го года. Мне дороги передачи, которые я снимала в Онеге, Каргополе и в Верколе (о Федоре Абрамове).

Последнюю передачу, которую Россия увидит 4 февраля в 13:30 на канале «Культура», я снимала в Архангельске с режиссером Михаилом Юрьевичем Трофимовым. Он родом из Уфы, зрители знают его работы по циклу, который «переиграл» многие другие на «Культуре» – это «Дворцовые тайны».

Лет 15 назад Михаил приехал в Петербург не с пустыми руками – его фильм о Марине Цветаевой получил гран-при на одном из фестивалей России. Вместе с ним мы с удовольствием пару лет снимали передачи «Академия» об истории русских академиков живописи. Он режиссировал циклы «Век кавалергардов», «Поедем в Царское Село», «Гвардейский корпус». Теперь вместе снимаем передачи цикла «Легенды Царского Села». Они идут по «Культуре» еженедельно уже второй год.

Но кроме того, Михаил Трофимов 15 лет – главный режиссер, а теперь и художественный руководитель Российского фестиваля «Кино и литература» в Гатчине. Фестивали обычно тематические – были посвящены Чехову, другой Гоголю. Приз – «Гранатовый браслет». Этот фестиваль – явление, о нем много написано в Интернете.

Оператор нашей группы – ветеран кинокадра. Владимир Федорович Морозов работал на Ленинградской студии документальных фильмов, снимал для киножурнала «Советская Россия», а во времена, разрушившие студию, перешёл к нам. Он путешественник «от Бога». Где он только не снимал! Больше всего дорожит своим фильмом о Сергее Прокофьеве «Огненный ангел».

Коротко о своих ощущениях и о впечатлении от последних съемок в Архангельске. Встреча с Егоровым и Лапиным – просто звездный час. Можно было снять фильм только о них. Как они пишут свои фрески, как размышляют о Севере! Благодаря их краскам в храме воздух такой прозрачный…Как белая ночь над Двиной. Может быть.

Книга «Путеводитель по Архангельску» Николая Харитонова – роскошная! И язык, и ракурсы, и темы. А таких рассказчиков, как Николай, встречаешь редко. Следовало бы с Н.Харитоновым походить по городу, чтобы пообщаться с его героями. Беседа – это слишком просто. Но все, что он рассказывал о Колотиловой, вышло трогательно. Съемки в здании, где теперь ресторан «Боброфф», создатели которого тщательно берегут историю этого старинного архангельского особняка, где начинался знаменитый Северный хор, Архангельское областное радио и жил театр кукол, наверняка произведут впечатление на телезрителей.

Путешествовать с Юрием Барашковым по истории Архангельска – просто радость. Как он говорит! «Дома – это ширма, главное – люди, которые в них живут». Книгу Евгении Фрезер «Дом над Двиной» мне привезли родители. Прочла одним махом. Какие красивые люди жили в Архангельске в начале двадцатого века!

О памятнике тюленю на набережной… Давно хотелось рассказать, как во время войны город умирал с голода, несмотря на то, что прямо по Архангельску шли вагоны с продовольствием по «ленд-лизу»…Другими словами, северян бросили – выживут или нет… Это – отдельный разговор. Но хорошо, что хоть немного удалось сказать, благодаря тюленю. И, конечно, Галине и Славе Лебедевым – с какой настойчивостью они добивались, чтобы поставили этот памятник на набережной!

Я очень люблю Архангельск. Вспоминаются самые простые вещи – белые ночи на набережной, прятки во дворе среди поленниц, акация у театра, Белое море, порозовевшее на рассвете, колокольчик у дверей на высоком крыльце, запах мокрых от дождя мостовых… В Петербурге у меня семья, сын, внук, телевидение. Добровольно с телевидения, по-моему, не уходят. Возраст уведет. А в Архангельске мама, папа, брат с семьей – родные люди и родные улицы.

P.S. Передача Ольги Байдиной, Михаила Трофимова, Владимира Морозова об Архангельске глазами архангелогородцев «Письма из провинции» выйдет в эфир на телеканале «Культура» 4 февраля в 13 часов 30 минут. Время дневное, обеденное, будничное, но город это должен увидеть! Включите телевизор в пятницу, взгляните по-доброму на себя, на нашу жизнь, на архангельский мир большой России.

arh.mk.ru