11.07.2013 | 14:24

Фрески Дионисия 1502 года из Ферапонтова монастыря в копиях художников

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва открылась выставка «Фрески Дионисия 1502 года из Ферапонтова монастыря в копиях художников…». Фрески Дионисия – это единственный в России столь древний памятник с полным циклом росписей, который сохранился в первозданном виде. Они внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Увидеть их, а тем более пристально разглядеть, не так-то легко. Экскурсии к фрескам проводятся по расписанию, на осмотр отводится не больше 15 минут. Для сравнения, ровно столько же времени в распоряжении тех, кто желает любоваться «Тайной вечерей» Леонардо. Только там композиция одна, а в стенах древней обители их около трёх сотен. Именно поэтому их высокохудожественное копирование так важно и профессионалам, и публике. Рассказывают «Новости культуры». 

Самый талантливый ученик Рублева и его последователь – Дионисий. Художник, чье имя олицетворяет собой золотой век иконописи XIV-XV веков. В своих работах он подчёркивал особую роль Русского государства в истории. Фрески в Ферапонтовом монастыре – Дионисий вместе с учениками (среди них были и его сыновья) создал за несколько месяцев и на века.

«Он не был переписан ни разу, и вот эта уникальность сохранности живописи до уровня мазка каждого, где вы видите движение кисти, подтеки красок в процессе работы, как бы восстанавливаете весь процесс глазами, это, конечно, уникальная вещь, такого фактически нет нигде», - говорит директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева Геннадий Попов.

За свою многовековую историю Ферапонтов монастырь пережил расцвет и почти полное запустение. Был закрыт при Екатерине. Монашеская жизнь возобновилась в нём лишь в начале прошлого века. Он стал своеобразной меккой для художников. Они приезжали в монастырь, в котором сохранились фрески Дионисия, постигать традиции и секреты русской иконописи. Один из лучших копиистов, художник-исследователь - Николай Гусев - посвятил таким исследованиям более 30 лет. Он разработал собственные методы копирования. Списки образов святых, композиции сводов, стен, столпов он делал в натуральную величину. Важным считал скорость письма и виртуозное владение кистью, которое сравнивал со сложной техникой музицирования.

«Совершенно примитивная вещь, на первый взгляд, почти малярная закраска, но в принципе это же, когда вы смотрите в общем комплексе, появляется легкость, вот этого объема почти нет, они тают, и появляется некая прозрачность на сводах и на стенах. Здесь на самом деле многослойная живопись», - рассказывает директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева Геннадий Попов.

Для Марии Соколовой на первом месте была не техника письма, а умение передать духовную составляющую образов. «Она выполнила композицию в таком уменьшенном масштабе – лирично, нежно тонко, передавая образ Богоматери, младенца, ангелов», - отмечает куратора выставки Лариса Антонова.

Третий копиист - чьи работы представлены на выставке - Сергей Чураков. Художник, реставратор и исследователь древнерусской живописи – он выполнял уменьшенные копии. Изучал композиции и сочетания цветов на фресках, пытался понять художественный язык мастера. «В журнале "Советская археология" вышла статья его о портретах во Фресках Ферапонтова монастыря и, в частности, такое объяснение дает композиции этой фрески, что здесь изображен сам Дионисий со своей супругой и двумя своими сыновьями», - рассказывает сын С. Чуракова, художник Дмитрий Чураков.

Мастер цвета, композиции и техники - Дионисий создавал неповторимые произведения искусства, которые стали явлением в мировой культуре.


Новости культуры