09.09.2011 | 11:01

Шедевры Антонелло да Мессины на выставке в Третьяковке

Выставка «Антонелло да Мессина. Шедевры из музеев Сицилии» открывается сегодня в Третьяковской галерее. Гений кватроченто, южанин с «северной» манерой, первый мастер станкового портрета в итальянской живописи. До нас дошли около сорока полотен да Мессины, только четверть из них хранится на родине автора и практически не покидает ее границ, в российских музеях – ни одного. Получить сразу четыре работы для выставки в рамках года Италии в России – редкая удача. Рассказывают «Новости культуры».

Антонелло да Мессина из музея города Мессины, «Мадонна с поклоняющимся младенцем и францисканским монахом», на обороте – образ Христа, «Се человек» – ранняя версия известной работы мастера. Выкуплена из частного немецкого собрания в 2003, с тех пор родную Мессину покинула впервые. Три образа из музея в Палермо, тоже до сих пор «невыездные» – большая редкость, даже для специалиста. В Третьяковской галерее для экспонирования реликвий построили небольшую архитектурную форму – вроде алтаря. За бронированным стеклом – ранние, малоизвестные работы Антонелло да Мессины, писаны в смешанной технике: масло и темпера на доске, позже, уже реставраторами, перенесены на холст. Хрупкие, драгоценные шедевры.

«Первоначально нам выставили условие каждую работу везти на отдельном самолете, но в результате очень сложных переговоров, нам удалось договориться везти их двумя транспортами», – рассказывает Андрей Воробьев, заместитель директора Государственной Третьяковской галереи по экспозиционно-выставочной работе.

«Антонелло да Мессина для итальянцев как Караваджо, можно сказать, культовый живописец, – говорит Антонио Дзанарди Ланди, Чрезвычайный и Полномочный посол Италии в России. – И очень охраняемый. Работ мало, не все из них в Италии, и поэтому те, что в Италии, вывезти по-настоящему трудно. Я очень рад, что у нас все же получилось».

Увы, не получилось вывезти ни «Марию Аннунциату» из Палермо, ни «Мужской портрет» из Чефалу. Портреты в три четвери, люди с достоинством смотрящие прямо в глаза зрителя, образы страдающего и благословляющего Христа, Святой Себастьян – вот чем прославился Антонелла да Мессина. На выставке в Третьяковке не столь известные – ранние, переходные вещи. Но и в них уже заметен портретный талант мастера. Только смотрят Блаженный Августин, Святой Григорий и Святой Иероним не на зрителя, а в себя. Книги и облачение выписаны скрупулезно. Это уроки фламандцев. Уроженец сицилийского города Мессина, художником Антонелло да Мессина стал в Неаполе, при дворе короля Альфонсо Арагонского, большого ценителя нидерландских живописцев. Вазари считал, что писать маслом сицилиец учился у самого Яна ван Эйка. Сегодня это признано легендой. Но детали, светотень, перспектива – это Антонелло да Мессина, действительно, увидел впервые на картинах фламандских мастеров. Но и научившись писать по-фламандски, в глубине перспективы своего «Святого Себастьяна» он изображал родной город – Мессину. Потому на Сицилии им очень гордятся.

Андрей Воробьев считает, что этого художника можно назвать главным культурным послом Сицилии во всем мире.

Между тем в музее российской национальной живописи сицилиец кажется искусствоведу немного византийцем, мастер светского портрета – вполне иконописцем. С точки зрения директора ГТГ Ирины Лебедевой, и в древнерусском искусстве, которое широко представлено в залах Третьяковки, и в творчестве Антонелло да Мессины можно увидеть общие, византийские, корни.

В обмен на выставку раннего Антонелло да Мессины Третьяковская галерея отправит на Сицилию Кандинского, Удальцову, Малевича и Филонова, лучшие вещи из своей коллекции, для масштабной выставки русского авангарда, которая откроется в декабре.

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>