09.07.2013 | 10:50

У Лии Ахеджаковой - юбилей

Практически все роли этой актрисы рождались не просто с ощущением, а со знанием того, что она для них не подходит. А в итоге появлялись несравненная секретарша Верочка из «Служебного романа», несуразная Таня из «Иронии судьбы», пронзительная безымянная героиня из фильма «Двадцать дней без войны». Всё это - неподражаемая Лия Ахеджакова. Ей подвластно и виртуозное соло, и высокое партнёрство. Сегодня народная артистка России Лия Ахеджакова отмечает юбилей. Рассказывают «Новости культуры». 

Лия Ахеджакова всегда подчеркивала: она – актриса непоющая. Но в кадре все же пела и не раз. Пронзительно и трогательно, нарочно забывая слова. Не попадая в ноты, она точно попадала в образ.

Лия Ахеджакова могла, как и одна из ее героинь, бывшая актриса ТЮЗа, остаться совсем без ролей, безвестной. Отец - театральный режиссер Меджид Ахеджаков - предупреждал дочь, что будет тяжело в профессии, что в театре ее примут только как травести. Так и случилось: в ТЮЗе 16 лет играла одних девчонок, мальчишек и зверушек. Но Ахеджакова живет и работает вопреки. Ей говорили: актрисой не станешь, а она стала - одной из самых ярких и любимых.

«Лия - это совершенно уникальное явление нашего искусства, она совершенно не соответствует никакими стереотипам: актерская внешность или манера вести себя на сцене и в кадре, она - само естество, сама органика. Она озорная, бывает гневная, бывает жесткая, но всегда обаятельная и имеющая эту актерскую харизму», - считает народный артист России Марк Розовский.

В кино у Ахеджаковой больше эпизодов, но каждый - запоминающийся. За считанные минуты, в нескольких репликах она способна раскрыть характер, рассказать судьбу своих, порой, безымянных героинь. Встречу с режиссером Эльдаром Рязановым Ахеджакова называет одной из главных в жизни. Он спас ее от страха перед профессией, дал роли, которые зритель любит и знает наизусть.

Ее героини - ироничные и самоуверенные, ранимые и отважные, нелепые и отчаянные. Разные. И в каждой роли – обязательно что-то от самой Ахеджаковой.

«Лиечка - очень маленький и очень большой человек, большой и все- таки маленький. Я когда смотрю на нее, думаю: «Как эта Кнопка водит с такой скоростью и так ловко машину, я смотрю на нее и думаю, сколько же у нее сил выступать, защищать, но она такая беспомощная. Ее саму надо защищать», - отмечает народный артист РСФСР Валентин Гафт.

«Все режиссеры не могут жить без нее. А сейчас я могу сказат, что страна не может жить без Ахеджаковой, именно не может, хочется ее слышать, хочется ее видеть, хочется знать, что она думает по этому поводу, что она думает по поводу искусства», - уверен народный артист РСФСР Александр Калягин.

Лия Ахеджакова верит в современный театр, охотно идет на эксперименты. Молодая публика ее обожает, режиссеры-новаторы ценят, готовы за нее бороться.

«Она прелестная, такая легкая, мыслями легкая, и в движениях и какой-то адреналин возникает, в театр так и нужно приходить, как она приходила к нам на репетиции – веселая, бодрая, всех любит. Потрясающая, и у всех поднималось настроение», - вспоминает режиссер, художник Дмитрий Крымов.

Ранимая и бескомпромиссная. Парадоксальная, противоречивая. Неравнодушная и бесстрашная. Она совсем не любит говорить о себе, вспоминать прошлое, не жалует юбилеи.

Виртуозно балансирующая на грани фарса и трагикомедии актриса. Лия Ахеджакова сама про себя говорит: «Характер у меня сложный, человек - грустный. Но каждое появление на сцене или экране этой маленькой хрупкой женщины неизменно вызывает улыбку.

К юбилею народной артистки России наш телеканал подготовил четырех-серийный документальный фильм «Лия Ахеджакова. Обаяние отваги». Не пропустите вторую серию сегодня, в 21:55. 

Новости культуры