08.07.2013 | 14:59

В Ораниенбаум вернулся портрет великой княгини Елены Павловны

В Большой дворец Ораниенбаума вернулся портрет его хозяйки – великой княгини Елены Павловны. Теперь посетители музея могут не только услышать историю ее жизни, но и увидеть, как именно выглядела эта утонченная красавица, благотворитель, государственный и общественный деятель, известная сторонница отмены крепостного права и Великих реформ середины XIX века. В перипетиях судьбы портрета великой княгини разбирались "Новости культуры".

Дом без хозяйки – таким Большой дворец в Ораниенбауме оставался почти сто лет. После революции здесь разместили госпиталь, позже – военный научно-исследовательский институт. Реставрация началась только в 90-е годы прошлого века. Музейщики воссоздали интерьер, каким он был при великой княгине Елене Павловне. Не хватало только портрета. Год назад предоставить ее изображение согласился Музей театрального и музыкального искусства. Однако на этом месте несколько десятилетий, вплоть до реолюции, висел другой портрет. Который сейчас хранится в Русском музее.

"Это произведение, написанное в 1842 году, является своебразным рариретом. Это один из немногих предметов, который вернулся в Михайловский дворец, для которого он был создан, в 1829 году", – поясняет заместитель директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

Портрет жены великий князь Михаил Павлович заказал для своего собрания в Михайловском дворце, где проживали супруги. Пригласили французского художника Жозефа-Дезире Кура. Он писал Елену Павловну в роскошном платье,  и это одно из немногих сохранившихся изображений еще молодой княгини.

После смерти мужа в 1840-е годы великая княгиня Елена Павловна перевезла портрет в свою любимую загородную резиденцию в Ораниенбаум. Во дворце картина находилась до 1929 года. И вот, спустя почти столетие портрет вернулся в родные стены. Точнее, не сам портрет, а его копия. Выполнила ее в мастерских Русского музея художник-реставратор Наталья Романова. Картина получилась чуть меньше оригинала  подгоняли под золоченую раму XIX века   и чуть ярче. Это сделано специально.

"Краски со временем темнеют и теряют яркость. Поэтому,  когда создается копия, предполагается, что она создается в таком виде, в каком создавалась автором. Поэтому, когда пройдет определенное количество лет, защитная лаковая пленка приобретет у нас элементы старения", – рассказывает Наталья Романова.

Утонченная красота, изящная поза  само воплощение женственности. Но в жизни Елена Павловна была активным общественным деятелем. Ратовала за освобождение крестьян, покровительстовала художникам и музыкантам, открыла общину сестер милосердия, основала Медико-хирургическую академию. Ее личная судьба была непростой. Из пяти дочерей двое умерли еще в младенчестве. 

"На этом портрете судьба не отразилась. Здесь она хороша и величественна. Пожалуй, она здесь кокетлива и немного смущена, как мне кажется. А она была жестким человеком, человеком сильного характера", – подчеркивает директор Государственного музея-заповедника "Петергоф" Елена Кальницкая. 

Спустя полтора века Елена Павловна вновь помогла осуществиться сважной художественной акции: объединила сразу три петербургских музея. Два из них до сих пор спорят, чьи стены родней великой княгине. Сейчас ее портреты есть сразу в двух дворцах: в Михайловском и в Ораниенбауме. И для восторженных посетителей не так важно, где копия, а где оригинал.

Новости культуры