08.07.2013 | 19:40

Пушкинский музей рассказал историю американской обложки

От семейных журналов для чтения до современного светского глянца. Историю развития популярных изданий демонстрирует коллекция американской обложки, представленная на выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Уже в начале ХХ века обложка стала арт-обьектом для коллекционеров во всем мире. В России такое собрание принадлежало потомственному предпринимателю Федору Федорову. Этот фанат полиграфического дела состоял в переписке с редакциями американских журналов. И редакторы, зная о его хобби, с каждого тиража высылали обложки Федорову. Позже московский коллекционер продал свое собрание Пушкинскому музею. И впервые эта коллекция представлена широкому зрителю. Рассказывают "Новости культуры".

В то время, когда тираж самого популярного журнала в России "Нива" не превышал и 300 тысяч, в Америке Harpers Century Magazine выходили миллионными экземлярами. Идустриальный взрыв в середине XIX века, обусловил стремительное развитие эры массовых изданий. Чтобы выжить в жесткой конкуренции, издателям приходилось искать свой стиль изображения  яркий и привлекательный, с одной стороны, с другой – лаконичный и простой.

"Харпер нанял себе очень молодого художника, каким был Эдвард Пенфилд. Он совершенно не проиграл. Это был риск выбрать студента, но вместе с тем он получил гениального иллюстратора, который задал тон журналу, который сумел простот выйти из положения и на долгие годы определил развитие оформления всех журналов и изданий Харпера", – отмечает куратор выставки Ирина Никифорова.

Эдвард Пенфилд создал почти тысячу обложек для 25 журналов разной тематики. Его приемы были основанны на простых решениях, порой рискованных. Четкий и точный рисунок – скупой, без лишних деталей, заполненный ярким цветом, сразу бросался в глаза покупателю. Произошел скачок от викторианского стиля  тяжелого, орнаментального  до стиля простого, понятного и легко читаемого Такие иллюстрации копировались легко и быстро. Цинковая форма выдерживала многомиллионные оттиски, не теряя своего качества. 

"Композиция Тулуз-Лотрека, которая для салона ста была сделана. Здесь еще более утрированный рисунок, более острый и еще более легкий для вопрозведения", – продолжает Ирина Никифорова.

Семейные, мужские, женские журналы. О чем писали и рассказывали они своим читателям в то время?

"Почему был так популярен мышьяк, я недоумевала, но мышьяк был очень важным элементом в хозяйстве – вплоть до косметических процедур, потому что, оказывается, все лишние волосы на теле женщины удаляли мышьяком", – добавляет Ирина Никифорова.

Не только мужские имена – такие как Эдвард Пэнфилд, Пенрин Стэнлоуз, Харрисон Фишер, но и женские сыграли роль в истории развития журнальной обложки. Хелен Драйден была одной из самых высокооплачиваемых художников Америки в 1920-е – 1930-е годы. Ее стилистика стала новаторской для своего времени. Именно Драйден сформировала облик журнала Вог.

Поклонница русского балета и стиля барроко, Хелен Драйден в своих журнальных иллюстрациях делала акцент на линиях и формах женского силуета. Очень точно подметив изящный поворот головы, шеи и покатость женских плеч она часто использовала этот прием в своих работах.

Успехи американских дизайнеров доказали необходимость и состоятельность журнальной обложки, не просто как иллюстративного материала, но как произведения искусства ХХ века.

 Новости культуры